Словарь античности

АНДОКИД.

1. Гре­че­ский ора­тор, жив­ший в кон­це 5 — нача­ле 4 в. до н. э. Про­ис­хо­дил из древ­не­го, бога­то­го афин­ско­го рода. Схва­чен­ный в свя­зи с делом гер­мо­ко­пидов (осквер­ни­те­лей герм) в 415, вынуж­ден был уда­лить­ся из Афин. Несмот­ря на про­из­не­сен­ную пуб­лич­но речь «О воз­вра­ще­нии из изгна­ния», вер­нуть­ся ему уда­лось лишь в 402. В после­дую­щих речах он оправ­ды­вал­ся по пово­ду выдви­ну­то­го про­тив него обви­не­ния в свя­тотат­стве в 399. После речи «О мире со Спар­той» в 391 вынуж­ден был вновь уда­лить­ся в изгна­ние. Речи Андо­кида, вхо­дя­щие в канон деся­ти атти­че­ских ора­то­ров, отли­ча­ют­ся свое­об­ра­зи­ем и про­стотой.

2. Гор­шеч­ник послед­ней тре­ти 6 в. до н. э.; изготав­ли­вал сосуды, кото­рые рас­пи­сы­вал худож­ник, назван­ный позд­нее его име­нем. Андо­киду-худож­ни­ку при­пи­сы­ва­ет­ся введе­ние рос­пи­си крас­ны­ми фигу­ра­ми на чер­ном фоне. На амфо­рах он изо­бра­жал мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты и быто­вые сце­ны, кото­рые с самой неожи­дан­ной сто­ро­ны поз­во­ля­ют взгля­нуть на город­скую жизнь того вре­ме­ни (напри­мер, изо­бра­же­ние жен­ской бани). Один и тот же сосуд он неред­ко рас­пи­сы­вал вме­сте с масте­ром Лисип­пом, кото­рый выпол­нял рису­нок на тыль­ной сто­роне сосуда чер­ны­ми фигу­ра­ми на крас­ном фоне. Ком­по­зи­ция и испол­не­ние отдель­ных фигур масте­ром Андо­кидом носят следы иони­че­ско­го вли­я­ния.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АЛКЕЙ • АПОЛЛОДОР • АПОЛЛОНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующие.
Внутренняя часть чернофигурной глазной чаши (тип A). Аттика.
Приписывается Мастеру Андокиду (как гончару), роспись в стиле Мастера Лисиппида.
Глина. Ок. 520 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с Тритоном.
Глазная чаша чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Андокид (как гончар), роспись в стиле Мастера Лисиппида.
Глина. Ок. 520 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в окружении Гермеса, Афины и виночерпия.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в присутствии Афины.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА