Словарь античности

АНДОКИД.

1. Гре­че­ский ора­тор, жив­ший в кон­це 5 — нача­ле 4 в. до н. э. Про­ис­хо­дил из древ­не­го, бога­то­го афин­ско­го рода. Схва­чен­ный в свя­зи с делом гер­мо­ко­пидов (осквер­ни­те­лей герм) в 415, вынуж­ден был уда­лить­ся из Афин. Несмот­ря на про­из­не­сен­ную пуб­лич­но речь «О воз­вра­ще­нии из изгна­ния», вер­нуть­ся ему уда­лось лишь в 402. В после­дую­щих речах он оправ­ды­вал­ся по пово­ду выдви­ну­то­го про­тив него обви­не­ния в свя­тотат­стве в 399. После речи «О мире со Спар­той» в 391 вынуж­ден был вновь уда­лить­ся в изгна­ние. Речи Андо­кида, вхо­дя­щие в канон деся­ти атти­че­ских ора­то­ров, отли­ча­ют­ся свое­об­ра­зи­ем и про­стотой.

2. Гор­шеч­ник послед­ней тре­ти 6 в. до н. э.; изготав­ли­вал сосуды, кото­рые рас­пи­сы­вал худож­ник, назван­ный позд­нее его име­нем. Андо­киду-худож­ни­ку при­пи­сы­ва­ет­ся введе­ние рос­пи­си крас­ны­ми фигу­ра­ми на чер­ном фоне. На амфо­рах он изо­бра­жал мифо­ло­ги­че­ские сюже­ты и быто­вые сце­ны, кото­рые с самой неожи­дан­ной сто­ро­ны поз­во­ля­ют взгля­нуть на город­скую жизнь того вре­ме­ни (напри­мер, изо­бра­же­ние жен­ской бани). Один и тот же сосуд он неред­ко рас­пи­сы­вал вме­сте с масте­ром Лисип­пом, кото­рый выпол­нял рису­нок на тыль­ной сто­роне сосуда чер­ны­ми фигу­ра­ми на крас­ном фоне. Ком­по­зи­ция и испол­не­ние отдель­ных фигур масте­ром Андо­кидом носят следы иони­че­ско­го вли­я­ния.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АЛКЕЙ • АПОЛЛОДОР • АПОЛЛОНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с Тритоном.
Глазная чаша чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Андокид (как гончар), роспись в стиле Мастера Лисиппида.
Глина. Ок. 520 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующие.
Внутренняя часть чернофигурной глазной чаши (тип A). Аттика.
Приписывается Мастеру Андокиду (как гончару), роспись в стиле Мастера Лисиппида.
Глина. Ок. 520 г. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в окружении Гермеса, Афины и виночерпия.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл на ложе в присутствии Афины.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художники Андокид (краснофигурная роспись) и Лисиппид (чернофигурная роспись).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА