Словарь античности

АПОФЕОЗ (греч. обо­жест­вле­ние), в древ­но­сти на Ближ­нем Восто­ке и в Егип­те суще­ст­во­ва­ла тра­ди­ция при­чис­лять царей к сон­му богов или их сыно­вей. Под вли­я­ни­ем ближ­не­во­сточ­ной тра­ди­ции и у гре­ков вошло в обы­чай куль­то­вое почи­та­ние людей за осо­бые заслу­ги перед государ­ст­вом или горо­дом. В мифо­ло­гии это выра­зи­лось в куль­те геро­ев, напо­до­бие «Vi­ta He­rac­lea» («Жиз­ни Герак­ла»). В импе­ра­тор­скую и визан­тий­скую эпо­хи обы­чай обо­жест­вле­ния пере­шел в культ пра­ви­те­лей.

См. также:
АПОФЕОЗ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь ларов Августа. Апофеоз Энея или Юлия Цезаря?
Мрамор. 12—2 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Фиала с рельефным декором — колесницы.
Южная Италия, Калена.
Глина, лак. III в. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Левая сторона постамента колонны Антонина Пия, вид в три четверти.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Тита.
Рельеф на своде арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Вер в образе Марса (?).
Сцена из цикла «Апофеоз Луция Вера» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Вер в образе Марса (?).
Сцена из цикла «Апофеоз Луция Вера» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Луций Вер в образе Марса (?). Деталь.
Сцена из цикла «Апофеоз Луция Вера» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос. После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Два козерога, слева и справа, круп к крупу, поддерживают круглый щит с надписью S. C.; внизу — земной шар.
2. Денарий, серебро
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Квадрига неторопливо движется влево, с роскошно украшенной колесницей в виде небольшого храма, между двумя Викториями сверху.
В обрезе: EX. S. C.
3. Сестерций, медь
Тит
Рим, 80 г.
АВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII
В центре, большими буквами: S. C.
РЕВЕРС: DIVI / AVG. / VESP. — вверху в три линии. Божественный Веспасиан, в лучистом венце и в тоге, сидит вправо на троне на квадриге, запряженной четырьмя слонами с погонщиками; он держит длинный скипетр и Викторию.
В обрезе: S. P. Q. R.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА