АПОФЕО́З
Ἀποθέωσις, обоготворение людей. Верование, что герои удостаиваются обращения в богов, уже в давние времена существовало у греков. У Гомера единственный пример представляет Левкофея (Od. 5, 334). Первоначально предполагалось, что и тело героя, становящегося богом, переносится в царство богов; такие верования существовали, напр., относительно Геракла, Ахилла и др. (ср. сказания римлян об исчезновении Ромула и Энея); позднее явилось представление, что тело героя, причисляемого к сонму бессмертных, состоящее из частиц смертных и бессмертных, перед обожествлением очищается от первых действием огня. Особенный род апофеоза в позднейший период греческой истории состоял в том, что историческим деятелям после их смерти изречением оракула или постановлением коллегии жрецов присваивалось право пользоваться божескими почестями; так, например, обожествлены были Ликург Спартанский, Гармодий и Аристогитон, воины, павшие при Марафоне и Платее; а в позднейшие времена извращения религиозного сознания такие почести определялись для некоторых лиц еще при жизни последних; первый удостоился такого апофеоза Лисандр, а столетием позже Димитрий Полиоркет. Новый период в истории греческого обоготворения властителей и военных героев начинается с Александра и Птолемеев. Это греческое обожание власти после падения республиканской свободы перенесено было в Рим. Юлий Цезарь, которому еще при жизни были оказываемы божеские почести, после смерти причислен был к сонму богов (Suet. Caes. 88); с этого началось постоянное религиозное чествование императоров. Обряд обоготворения императоров, а иногда и императриц, так называемые consecratio, совершался на основании решения сената и по предложению нового императора, наследовавшего обоготворяемому. После погребения во дворце выставлялось в течение 7 дней на носилках из слоновой кости восковое изображение умершего, затем всадники и сенаторы несли его на форум, а оттуда на Марсово поле. Здесь это изображение, великолепно изукрашенное, ставилось на костер, усыпанный благовониями; новый император зажигал костер; с высоты костра взлетал орел: по народному верованию, он уносил душу императора к богам. С этих пор умершему воздавали божеские почести, его называли Divus, строили ему храмы и назначали жрецов. Herodian. 4, 2.
|
||
1.
Денарий, серебро Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Два козерога, слева и справа, круп к крупу, поддерживают круглый щит с надписью S. C.; внизу — земной шар. | ||
2.
Сестерций, медь Тит Рим, 80 г. | ||
АВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. VIII В центре, большими буквами: S. C. РЕВЕРС: DIVI / AVG. / VESP. — вверху в три линии. Божественный Веспасиан, в лучистом венце и в тоге, сидит вправо на троне на квадриге, запряженной четырьмя слонами с погонщиками; он держит длинный скипетр и Викторию. В обрезе: S. P. Q. R. | ||
3.
Денарий, серебро Тит Рим, 80—81 гг. | ||
АВЕРС: DIVVS AVGVSTVS VESPASIANVS — голова Веспасиана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Квадрига неторопливо движется влево, с роскошно украшенной колесницей в виде небольшого храма, между двумя Викториями сверху. В обрезе: EX. S. C. |