ВАЗЫ (лат. vasa, итал. vasi — сосуды, посуда), сосуды из обожженной глины, изготовлявшиеся в больших количествах как бытовая посуда (а не как вазы в современном смысле), посвятительные и погребальные сосуды. Вазы, которые первоначально изготовлялись вручную, а впоследствии — на гончарном круге, следует отличать от ваз, производившихся с использованием формовочных штампов (негативов). Эти вазы, как правило, украшались рельефами, отсюда название — рельефная керамика (например, мегарские кубки, сосуды из сиенской глины и др.). В росписи ваз различаются несколько видов техники. В геометрическом стиле (9—
Типы ваз; для хранения и для смешивания вина с водой (амфора, стамнос, пелика, кратер, псиктер); вазы для наливания и черпальные вазы (гидрия, ойнохоя, киаф); вазы для питья (килик, канфар, скифос, ритон); культовые, парфюмерные и другие вазы (лутрофор, лекиф, алабастр, арибалл, аскос, пиксида).
Центры изготовления ваз. Во времена господства геометрического стиля ведущая роль принадлежала аттическим мастерским. В 7 в. первенство перешло к Коринфу в соответствии с его превосходством в экономической и политической областях (протокоринфские и коринфские вазы). Лишь в сер. 6 в. до н. э. вновь начинают лидировать Афины в связи с их экономическим усилением при Писистрате и общим расширением торговых сношений. В это же время возрастает производство халкидских, лаконских, родосских ваз и ваз из Фикеллуры, а также гидрий из Цере, что связано с кратковременным расцветом этих городов. Во
Значение ваз. Как украшенные фигурами вазы геометрического и коврового стилей, так и расписанные изображениями сосуды чернофигурной и краснофигурной техники дают редкую возможность непосредственного знакомства с мифологическими представлениями, культом и повседневной жизнью греков. Многочисленность и хорошая сохранность ваз придают им особое значение как источнику изобразительного искусства греков. Общая статистика находок ваз по типам, характерным для той или иной мастерской, позволяет делать выводы о развитии экономики греческих городов.
|
||
1.
AE, медь Филипп I Араб Бизия, 244—249 гг. | ||
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо. РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо. | ||
2.
AE, медь Септимий Север Павталия, 202—205 гг. | ||
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно. Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя. | ||
3.
AE, медь Септимий Север Никополь, 193—211 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica). | ||
4.
AE, медь Гордиан III Деульт, 241—244 гг. | ||
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево. РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора. | ||
5.
Сестерций, медь Адриан Рим, 119—122 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. P. M. TR. P. COS. III — бюст Адриана в лавровом венке, с драпировкой на правом плече, вправо. РЕВЕРС: PIETAS AVGVSTI — Благочестие (Pietas) с покрытой головой стоит вправо, протягивает правую руку и держит небольшую вазу с фимиамом в левой руке; у ее ног — горящий алтарь. В обрезе: S. C. |