Словарь античности

ВАЗЫ (лат. va­sa, итал. va­si — сосуды, посуда), сосуды из обо­жжен­ной гли­ны, изготов­ляв­ши­е­ся в боль­ших коли­че­ствах как быто­вая посуда (а не как вазы в совре­мен­ном смыс­ле), посвя­ти­тель­ные и погре­баль­ные сосуды. Вазы, кото­рые пер­во­на­чаль­но изготов­ля­лись вруч­ную, а впо­след­ст­вии — на гон­чар­ном кру­ге, сле­ду­ет отли­чать от ваз, про­из­во­див­ших­ся с исполь­зо­ва­ни­ем фор­мо­воч­ных штам­пов (нега­ти­вов). Эти вазы, как пра­ви­ло, укра­ша­лись релье­фа­ми, отсюда назва­ние — рельеф­ная кера­ми­ка (напри­мер, мегар­ские куб­ки, сосуды из сиен­ской гли­ны и др.). В рос­пи­си ваз раз­ли­ча­ют­ся несколь­ко видов тех­ни­ки. В гео­мет­ри­че­ском сти­ле (9—8 вв. до н. э.) гос­под­ст­во­ва­ла силу­эт­ная рос­пись. Ори­ен­та­ли­зи­ру­ю­ще­му (ков­ро­во­му) сти­лю 7 в. свой­ст­вен­на кон­тур­ная рос­пись с при­су­щим ей стрем­ле­ни­ем к запол­не­нию всей поверх­но­сти сосуда. Чер­но­фи­гур­ная тех­ни­ка утвер­жда­ет­ся в кон. 7 в. В ее атти­че­ском вари­ан­те на крас­ный фон нано­си­лись чер­ные фигу­ры. Про­ца­ра­пы­ва­ни­ем кон­ту­ров и внут­рен­них линий фигур дости­га­лось более точ­ное чле­не­ние и пла­сти­че­ское изо­бра­же­ние. Менее чем через сто­ле­тие появ­ля­ет­ся крас­но­фи­гур­ная тех­ни­ка, при кото­рой лако­вое покры­тие запол­ня­ло фон, а фигу­ры изо­бра­жа­лись в есте­ствен­ном цве­те обо­жжен­ной гли­ны. Изо­бра­же­ние, т. о., было более глу­бо­ким, чем фон; это дости­га­лось за счет раз­лич­ной тол­щи­ны лака (или жид­ко­го фаян­со­во­го теста) и исполь­зо­ва­ния трех ста­дий обжи­га (окис­ле­ние, вос­ста­нов­ле­ние, реок­сида­ция). Наряду с при­ме­няв­шей­ся на атти­че­ских и ниж­не­ита­лий­ских вазах вплоть до 2-й пол. 4 в. до н. э. крас­но­фи­гур­ной тех­ни­кой в 5 в. появ­ля­ет­ся бело­фон­ная рос­пись, глав­ным обра­зом на леки­фах. Чер­но­фи­гур­ная тех­ни­ка пере­жи­ла крас­но­фи­гур­ную и при­ме­ня­лась на при­зо­вых пана­фи­ней­ских амфо­рах до 2 в. до н. э.

Типы ваз; для хра­не­ния и для сме­ши­ва­ния вина с водой (амфо­ра, стам­нос, пели­ка, кра­тер, псик­тер); вазы для нали­ва­ния и чер­паль­ные вазы (гид­рия, ойно­хоя, киаф); вазы для питья (килик, кан­фар, ски­фос, ритон); куль­то­вые, пар­фю­мер­ные и дру­гие вазы (лутро­фор, лекиф, ала­бастр, ари­балл, аскос, пик­сида).

Цен­тры изготов­ле­ния ваз. Во вре­ме­на гос­под­ства гео­мет­ри­че­ско­го сти­ля веду­щая роль при­над­ле­жа­ла атти­че­ским мастер­ским. В 7 в. пер­вен­ство пере­шло к Корин­фу в соот­вет­ст­вии с его пре­вос­ход­ством в эко­но­ми­че­ской и поли­ти­че­ской обла­стях (прото­ко­ринф­ские и коринф­ские вазы). Лишь в сер. 6 в. до н. э. вновь начи­на­ют лиди­ро­вать Афи­ны в свя­зи с их эко­но­ми­че­ским уси­ле­ни­ем при Писи­стра­те и общим рас­ши­ре­ни­ем тор­го­вых сно­ше­ний. В это же вре­мя воз­рас­та­ет про­из­вод­ство хал­кид­ских, лакон­ских, родос­ских ваз и ваз из Фикел­лу­ры, а так­же гидрий из Цере, что свя­за­но с крат­ковре­мен­ным рас­цве­том этих горо­дов. Во 2-й пол. 5 в. наряду с атти­че­ской вазо­пи­сью, пере­жи­вав­шей опре­де­лен­ный упа­док во вре­мя Пело­пон­нес­ской вой­ны, появ­ля­ет­ся ран­не­ита­лий­ская вазо­пись, вытес­нен­ная в свою оче­редь в 4 в. апу­лий­ски­ми ваза­ми и отли­чаю­щи­ми­ся ори­ги­наль­но­стью изо­бра­же­ний фли­а­ков­ски­ми ваза­ми. Свиде­тель­ст­вом вто­рич­но­го рас­цве­та атти­че­ских мастер­ских в 4 в. явля­ют­ся пан­ти­ка­пей­ские вазы. Из ваз элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни вни­ма­ния заслу­жи­ва­ют в гре­ко-восточ­ном аре­а­ле т. н. кера­ми­ка запад­но­го скло­на (запад­ной части афин­ско­го Акро­по­ля), а на ита­лий­ском Запа­де — кера­ми­ка из Гна­фии.

Зна­че­ние ваз. Как укра­шен­ные фигу­ра­ми вазы гео­мет­ри­че­ско­го и ков­ро­во­го сти­лей, так и рас­пи­сан­ные изо­бра­же­ни­я­ми сосуды чер­но­фи­гур­ной и крас­но­фи­гур­ной тех­ни­ки дают ред­кую воз­мож­ность непо­сред­ст­вен­но­го зна­ком­ства с мифо­ло­ги­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми, куль­том и повсе­днев­ной жиз­нью гре­ков. Мно­го­чис­лен­ность и хоро­шая сохран­ность ваз при­да­ют им осо­бое зна­че­ние как источ­ни­ку изо­бра­зи­тель­но­го искус­ства гре­ков. Общая ста­ти­сти­ка нахо­док ваз по типам, харак­тер­ным для той или иной мастер­ской, поз­во­ля­ет делать выво­ды о раз­ви­тии эко­но­ми­ки гре­че­ских горо­дов.


Вазы.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ДЕЛУБР, СВЯТИЛИЩЕ • ДИНОКРАТ • ДИАДУМЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Хормейстер и актеры.
69—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Амуры-ювелиры.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. q).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Три Грации.
Мрамор.
Римская копия императорского времени (II в. н. э.?) с эллинистического оригинала. Головы современные.
Париж, Лувр.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кумская ваза.
Кон. IV в. до н. э. Кампания.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сакрально-идиллический пейзаж.
Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с летящими Никами (фронтальная панель).
Мрамор.
2-я пол. II в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна семьи Кеикна Фетиу (Ceicna Fetiu).
Алебастр.
1-я пол. II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Филипп I Араб
Бизия, 244—249 гг.
АВЕРС: Μ. ⲰΤΑΚΕΙΛΙΑ ϹΕΒΗΡΑ ϹΕΒ. — драпированный бюст Отацилии Северы, в стефане, обращенный вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — Афродита (Венера Стыдливая, Venus Pudica) прикрывается руками, стоя фронтально и повернув голову направо.
2. AE, медь
Септимий Север
Павталия, 202—205 гг.
АВЕРС: ΦΟΥΛ. ΠΛΑΥΤΙΛΛΑ ϹΕΒΑϹ. — драпированный бюст Плавтиллы вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ΠΑΥΤΑΛΙΑϹ — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно.
Статуя Афродиты принадлежит к ряду т. н. типов Венеры Стыдливой (Venus Pudica), происходящих от знаменитой Афродиты Книдской Праксителя.
3. AE, медь
Септимий Север
Никополь, 193—211 гг.
АВЕРС: ΑΥ. ΚΑΙ. ϹΕΠ. ϹΕΥΗΡΟϹ ΠΕΡ. — голова Септимия Севера в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΥΠΑ. ΠΟΛ. ΑΥϹΠΙΚΟϹ ΝΙΚΙΠΟΛΙ. ΠΡΟϹ ΙϹ. — Венера Стыдливая (Venus Pudica).
4. AE, медь
Гордиан III
Деульт, 241—244 гг.
АВЕРС: SAB. TRANQVILLINA AVG. — драпированный бюст Транквиллины, в стефане, влево.
РЕВЕРС: C. F. / P. D. — обнаженная Афродита, прикрывающая руками грудь и лоно; слева амфора.
5. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. P. M. TR. P. COS. III — бюст Адриана в лавровом венке, с драпировкой на правом плече, вправо.
РЕВЕРС: PIETAS AVGVSTI — Благочестие (Pietas) с покрытой головой стоит вправо, протягивает правую руку и держит небольшую вазу с фимиамом в левой руке; у ее ног — горящий алтарь.
В обрезе: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА