Словарь античности

ВЕР Луций Авре­лий (лат. L. Aure­lius Ve­rus) (15.12.130 — фев­раль 169), рим­ский импе­ра­тор с 7.03.161. Про­ис­хо­дил из сена­тор­ской фами­лии выход­цев из Этру­рии. В 138 был усы­нов­лен Анто­ни­ном Пием. Вос­пи­та­те­ля­ми Вера были Фрон­тон и Герод Аттик. Марк Авре­лий сде­лал Вера сопра­ви­те­лем. Вой­ну с пар­фя­на­ми 162—166 Вер вел через лега­тов, а в Мар­ко­ман­ской войне 168—169 при­нял лич­ное уча­стие. Био­гра­фия Вера вклю­че­на в «Исто­рию импе­ра­то­ров» — сбор­ник про­из­веде­ний шести исто­ри­ков эпо­хи Авгу­стов (Scrip­to­res His­to­riae Augus­tae). Скульп­тур­ные порт­ре­ты Вера хра­нят­ся в Пер­га­мон-музее (Бер­лин) и в Аль­бер­ти­ну­ме (Дрезден).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДАТАМ • ЭХЕТ, ЕХЕТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура в лорике с головой от статуи Луция Вера.
Мрамор.
Фигура: 50—75 гг. н. э.; голова: 160—169 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Императорская чета в образах Марса и Венеры.
Мрамор.
120—140 гг. (переработана в 170—175 гг.).
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Луция Вера.
Мрамор.
150—160-е гг.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура в лорике с головой от статуи Луция Вера.
Мрамор.
II в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея статуй, 1.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Битва римлян с парфянами.
Сцена из цикла «Парфянская война» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Луция Вера.
Мрамор. Ок. 161—169 гг.
Мюнхен, Глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальный бюст Луция Вера.
Мрамор.
3-я четв. II в.
Галереи Роял-Афина.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальный бюст Луция Вера.
Мрамор.
3-я четв. II в.
Галереи Роял-Афина.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Луция Вера из Маренго.
Серебро.
150—160-е гг.
Турин, Музей древностей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий, Антонин Пий, маленький Луций Вер и Адриан. Сцена цикла «Усыновление» римского Парфянского фриза в Эфесе.
Доломитовый мрамор с острова Тасос.
После 169 (166?) г.
Вена, Музей Эфеса.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 165 г.
АВЕРС: L. VERVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — бюст Луция Вера, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. V IMP. III COS. II — Луций Вер, в военной одежде, на коне скачет галопом вправо, занеся копье в правой руке; под конем, на коленях, поверженный противник вправо, повернув голову наверх.
2. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—167 гг.
АВЕРС: L. VERVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Луция Вера, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. VII IMP. IIII COS. III — Виктория, в драпировке, идет влево, держит венок в протянутой правой руке и пальмовую ветвь на левом плече — в левой руке.
3. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 163—164 гг.
АВЕРС: L. VERVS AVG. ARMENIACVS — обнаженная голова Луция Вера вправо.
РЕВЕРС: TR. P. IIII IMP. II COS. II — крылатая Виктория, обнаженная до талии, стоит во фронт, голова вправо, держит на пальме круглый щит с надписью VIC. AVG. в две линии.
4. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166 г.
АВЕРС: L. VERVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Луция Вера, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VICT. AVG. TR. P. VI COS. II — крылатая Виктория, в драпировке, с башенкой на голове, летит влево, держит в обеих руках развязанную диадему.
5. Сестерций, медь
Луций Вер
Рим, 161—162 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. L. AVREL. VERVS AVG. — обнаженная голова Луция Вера, в доспехах, вправо.
РЕВЕРС: CONCORD. AVGVSTOR. TR. P. II — Марк Аврелий и Луций Вер, оба в тогах, стоят слева и справа, пожимают друг другу правые руки и держат свитки в левых руках.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: COS. II
6. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 164—169 гг.
АВЕРС: LVCILLAE AVG. ANTONINI AVG. F. — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: VENVS — Венера, в драпировке, стоит влево, держит яблоко в вытянутой правой руке и вертикально скипетр — в левой.
7. Сестерций, медь
Луций Вер
Рим, 163—164 гг.
АВЕРС: L. AVREL. VERVS AVG. ARMENIACVS — голова Луция Вера, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. IIII IMP. II COS. II — Луций Вер, в военной одежде, сидит на платформе на курульном кресле влево, протягивает правую руку; слева и справа от него на платформе стоят два командира; внизу на земле фронтально стоит царь Сохемос, голова повернута влево, правая рука поднята к голове.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: REX ARMEN. DAT. в две линии.
8. Сестерций, медь
Луций Вер
Рим, 161—162 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. L. AVREL. VERVS AVG. — обнаженная голова Луция Вера вправо.
РЕВЕРС: CONCORD. AVGVSTOR. TR. P. II — Марк Аврелий и Луций Вер, оба в тогах, стоят слева и справа, пожимают друг другу правые руки и держат свитки в левых руках.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: COS. II
9. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 166—169 гг.
АВЕРС: LVCILLA AVGVSTA — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: CONCORDIA — Конкордия (Согласие), в драпировке, сидит на невысоком сиденье влево, держит патеру в протянутой правой руке, облокотившись левой рукой на статуэтку Спесы (Надежды); внизу сиденья — рог изобилия.
10. Медальон, медь
Луций Вер
165—166 гг.
АВЕРС: L. VERVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Луция Вера, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. VI IMP. III COS. II — Вер стоит на платформе влево, вместе с ним там находятся преторианский префект и один солдат, он представляет юного Коммода четырем солдатам, которые держат вексиллум, инсигний и щиты.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА