Словарь античности

ВЕСТАЛКИ (лат. Vir­gi­nes Ves­ta­les — девы Весты), жри­цы рим­ской боги­ни Весты, под­дер­жи­вав­шие, в соблюде­ние древ­не­го обы­чая, веч­ный огонь в ее хра­ме. Для посвя­ще­ния в вестал­ки отби­ра­лись девоч­ки 6—10 лет, кото­рые в тече­ние 30 лет долж­ны были испол­нять жре­че­ские обя­зан­но­сти. Вестал­ки поль­зо­ва­лись исклю­чи­тель­ны­ми поче­стя­ми и при­ви­ле­ги­я­ми. Осуж­ден­ные пре­ступ­ни­ки, если они слу­чай­но встре­ча­ли одну из веста­лок, под­ле­жа­ли осво­бож­де­нию. Вестал­ки были обя­за­ны блю­сти стро­гий обет цело­муд­рия, при нару­ше­нии кото­ро­го их зажи­во зака­пы­ва­ли в зем­лю.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Флавия Публиция.
Старшая весталка. Фрагмент статуи.
Середина III в. н. э.
Рим, Римский Форум, Атрий Весты.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жертвоприношение богине Весте.
Гипсовый слепок.
Рим, Музей Римской культуры.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция храма Весты.
Рисунок П. Конноли, 1998 г.
Рим, Римский Форум.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная венчающая плита жертвенного стола, внутренняя сторона.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Северная венчающая плита жертвенного стола, внутренняя сторона.

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф со сценой процессии шести весталок.
Северная венчающая плита жертвенного стола, внутренняя сторона.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий весталок за пиршественным столом.
Лунский мрамор. I—II вв. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Старшая весталка.
364 г. н. э.
Рим, Римский Форум, Атрий Весты.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Старшая весталка.
364 г. н. э.
Рим, Римский Форум, Атрий Весты.
10. НАДПИСИ. Рим.
База статуи старшей весталки.
Почетная надпись со стертым именем.
364 г. н. э.
Рим, Римский Форум, Атрий Весты.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
2. Аурей, золото
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
3. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: M. LEPIDVS III VIR R. P. C. (Marcus Lepidus triumvir reipublicae constituendae) — обнаженная голова Лепида вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. REGVLVS IIII VIR A. P. F. (Lucius Regulus, quatuorvir auro publico feriundo) — весталка Эмилия, под покрывалом и в драпировке, стоит влево, держит ковш (simpulum) в правой руке и скипетр в левой. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА