ГИМН (греч. hymnus), торжественная песнь в честь божества. В Греции ранней эпохи гимн (как и ном) был культовым пением или особой формой песни, позднее гимн выступал в различных жанрах: пеана (paian — гимн Аполлону), дифирамба (dithyrambos — гимн Дионису), просодия (prosodion — песни процессий), пролога. Гимнам предшествовали заклинания духов, из них развились именные обращения — призывы к богам с последующими просьбами, которые выделялись среди эпических произведений. Такими эпическими гимнами вне культового контекста являлись гомеровские гимны в дактилическом гекзаметре. Культовые гимны исполнялись певцами в сопровождении кифары, причем слушатели подпевали окончание на манер припева; были известны также хоровые гимны (древнейший гимн элейских женщин). Из греческих гимнов архаической эпохи сохранились лишь фрагменты, например, из Терпандра, Алкея, Пиндара. Встречаются гимны как составные части аттической драмы классического времени. Лучше сохранились образцы поэзии эпохи эллинизма и Империи (Каллимах, т. н. орфический гимн, Гораций — секулярные песни Carmen saeculare), среди которых впервые дошли до нас гимны с музыкальными нотами (дельфийские гимны, гимны Месомеда). В раннем христианстве также имелись гимны во славу бога, позднее — гимны святым. Во время домашних молитв пели, по-видимому, в сопровождении кифары хвалебные песни, к ним относится первый сохранившийся христианский музыкальный памятник — гимн из Оксиринха. Создатель христианских гимнов Амвросий ввел собственный метрический гимн в форме строф (четверостишия ямбического диметра) в порядок богослужения в Милане, благодаря чему он считается отцом церковного пения. В средневековье появились ритмические гимны в рифмованных стихах. Они образовали обширный, почти необозримый жанр религиозной лирики. Наиболее значительными авторами гимнов поздней античности наряду с Амвросием считаются Пруденций и Седулий, а также Венанций Фортунат, в раннем средневековье — Рабан Мавр. По форме и содержанию средневековые гимны родственны секвенциям. В византийской церкви (как и в восточных национальных церквах) гимны считались отголоском небесного пения ангелов. Тексты дают свободные парафразы Библии, их стих строился по счету слогов, причем ударения стиховое и словесное совпадают. Гимны были унисонными, исполнялись без сопровождения, но иногда пелись в антифонной смене двух полухорий.