Словарь античности

ГЛИНА. Запа­сы гли­ны встре­ча­ют­ся прак­ти­че­ски повсюду. Как исход­ный мате­ри­ал для изготов­ле­ния гру­бых кера­ми­че­ских изде­лий гли­на не тре­бу­ет пред­ва­ри­тель­ной обра­бот­ки. Для кера­ми­че­ских изде­лий повы­шен­но­го каче­ства гли­ну пред­ва­ри­тель­но раз­мель­ча­ли, про­се­и­ва­ли, а затем раз­ма­чи­ва­ли в спе­ци­аль­ных емко­стях, это дела­лось для того, чтобы она ста­ла при­год­ной для изготов­ле­ния кера­ми­че­ских изде­лий раз­лич­ных форм. При этом сме­ши­ва­ли гли­ну раз­ных сор­тов или добав­ля­ли песок. Для изготов­ле­ния ваз выс­ше­го каче­ства тре­бо­ва­лась сверх­тон­ко раз­мель­чен­ная не слиш­ком жир­ная гли­на (такая гли­на добы­ва­лась в Афи­нах и Корин­фе), кото­рая под­вер­га­лась фрак­ци­он­но­му отму­чи­ва­нию (как это про­ис­хо­ди­ло, нам не извест­но). Ино­гда в бес­цвет­ные сор­та гли­ны добав­ля­ли крас­ный гли­ни­стый желез­няк.

См. также:
КЕРАМИКА (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Одиссей, стреляющий из лука в толпу женихов.
Краснофигурный скифос. Аттика.
Мастер Пенелопы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
4. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кумская ваза.
Кон. IV в. до н. э. Кампания.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Саркофаг женщины из семьи Сеянти.
Глина. II в. до н. э.
Рисунок по акварели Ф. Эйхлера 1886 г.
Лондон, Британский музей.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис, возлежащий с ритоном на судне, плывущем среди дельфинов.
Чернофигурный килик с глазами (тип A). Аттика.
Подписан гончаром и художником Экзекием.
Глина.
Ок. 530 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Беллерофонт, Пегас и Химера.
Килик чернофигурный. Лакония.
Приписывается Мастеру Бореадов (грек (лаконец) работал в 575—550 гг.).
Терракота.
Ок. 570—565 гг. до н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу.
8. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон приносит золотое руно царю Иолка Пелию.
Краснофигурный кратер. Апулия.
Глина. 350—340 гг. до н. э.
Париж, Лувр.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Афина.
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Провиденса.
Глина. 470—465 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Борей и Орития.
Стамнос краснофигурный. Аттика.
Мастер Гермонакс.
Глина. Ок. 470 г. до н. э.
Высота 35,1 см; диаметр венчика 18 см; диаметр подставки 13 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА