Словарь античности

КЕРАМИКА. В 7—6 вв. до н. э. гре­ки изготав­ли­ва­ли не толь­ко посу­ду, при­ме­няя при этом гон­чар­ный круг, но и плос­кие кера­ми­че­ские пли­ты, пред­на­зна­чав­ши­е­ся для обли­цов­ки зда­ний, кото­рые в арха­и­че­скую эпо­ху стро­и­лись из дере­ва и пес­ча­ни­стой гли­ны. Об этом свиде­тель­ст­ву­ют наход­ки — пли­ты из обо­жжен­ной гли­ны с нане­сен­ны­ми на них цвет­ны­ми рисун­ка­ми, при­ме­няв­ши­е­ся для отдел­ки фри­зов. Веду­щее место в раз­ви­тии стро­и­тель­ной кера­ми­ки зани­мал Коринф; толь­ко в 5 в. до н. э. роль терра­ко­ты в зод­че­стве рез­ко упа­ла, одна­ко пол­но­стью эта отрасль кера­ми­ки не исче­за­ла нико­гда. Кера­ми­ка малых форм 6—5 вв. до н. э. пред­став­ле­на рас­пис­ны­ми вотив­ны­ми таб­лич­ка­ми (напри­мер, таб­лич­ки из Пен­теску­фии близ Корин­фа). Пли­ты с нане­сен­ны­ми на них релье­фа­ми, пред­на­зна­чен­ные для деко­ра стен, появ­ля­ют­ся толь­ко в 4 в. до н. э. Круг­лая кера­ми­че­ская скульп­ту­ра сво­бод­ных форм выпол­ня­ла не толь­ко вспо­мо­га­тель­ную функ­цию (при изготов­ле­нии брон­зо­вых ста­туй исполь­зо­ва­лись кера­ми­че­ские моде­ли и фор­мы для отлив­ки), но суще­ст­во­ва­ла как само­сто­я­тель­ный вид искус­ства до 4 в. (Зевс и Гани­мед из Олим­пии, око­ло 470 до н. э.). В обла­сти кера­ми­че­ской скульп­ту­ры боль­ших успе­хов достиг­ли и этрус­ки — об этом мож­но судить по терра­ко­то­вым сар­ко­фа­гам, дати­ру­е­мым 6 в. до н. э.; подоб­но этрус­ским погре­баль­ным урнам, эти сар­ко­фа­ги укра­ше­ны релье­фа­ми, отдель­ные части выпол­не­ны из обо­жжен­ной гли­ны. К чис­лу пла­сти­че­ских про­из­веде­ний из гли­ны сле­ду­ет отне­сти и огром­ные, выше чело­ве­че­ско­го роста сосуды, укра­шен­ные релье­фа­ми, пред­на­зна­чав­ши­е­ся для хра­не­ния жид­ко­стей и сыпу­чих про­дук­тов. Такие сосуды исполь­зо­ва­лись уже в кри­то-микен­скую эпо­ху. Мел­кая терра­ко­то­вая пла­сти­ка во все вре­ме­на слу­жи­ла укра­ше­ни­ем в небо­га­тых домах, мог­ла быть игруш­кой для детей или вотив­ным даром. Часто кера­ми­ка заме­ня­ла изде­лия из метал­ла, доступ­ные толь­ко бога­чам и зна­ти. В сред­нем худо­же­ст­вен­ная цен­ность про­из­веде­ний мел­кой кера­ми­че­ской пла­сти­ки неве­ли­ка, за исклю­че­ни­ем зна­ме­ни­тых терра­кот из Тана­г­ры. Важ­ную область кера­ми­ки состав­ля­ют чисто худо­же­ст­вен­ные про­из­веде­ния — гро­теск­ные фигур­ки, мас­ки, умень­шен­ные копии зна­ме­ни­тых про­из­веде­ний мону­мен­таль­ной скульп­ту­ры. Кро­ме того, из гли­ны изготов­ля­лись и вещи прак­ти­че­ско­го назна­че­ния — вере­те­на для ткац­ких стан­ков, гру­зи­ла для рыбо­ло­вец­ких сетей, ульи, тиге­ли, а у кель­тов, даков, илли­рий­цев и фра­кий­цев — фор­мы для отлив­ки монет. О тех­но­ло­гии изготов­ле­ния кера­ми­че­ских изде­лий мож­но судить по най­ден­ным остат­кам печей для обжи­га, инстру­мен­там для изготов­ле­ния моде­лей, печа­тям для созда­ния релье­фов, моде­лям и фор­мам для отлив­ки ста­туй. Вме­сте с тем не обна­ру­же­но ника­ких сведе­ний о крас­ках, исполь­зо­вав­ших­ся при изготов­ле­нии кера­ми­че­ских изде­лий, хотя их, конеч­но, окра­ши­ва­ли. Осо­бый вид кера­ми­ки пред­став­ля­ют собой гли­ня­ные рито­ны и такие сосуды, в кото­рых гли­на ком­би­ни­ру­ет­ся с дру­гим мате­ри­а­лом (эма­лью). Такие изде­лия кера­ми­ки отра­жа­ют изме­не­ния в сти­ле и вку­сах. Тех­но­ло­гия про­из­вод­ства кера­ми­ки поз­во­ля­ла исполь­зо­вать и дет­ский труд; мож­но было орга­ни­зо­вать семей­ную мастер­скую или отно­си­тель­но круп­ное про­из­вод­ство с при­ме­не­ни­ем зна­чи­тель­но­го чис­ла рабов. В послед­ние деся­ти­ле­тия суще­ст­во­ва­ния Рим­ской рес­пуб­ли­ки круп­ные пред­при­ни­ма­те­ли орга­ни­зо­вы­ва­ли спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные кера­ми­че­ские мастер­ские, кото­рые дава­ли боль­шое коли­че­ство изде­лий. Успе­хи, достиг­ну­тые Римом в изготов­ле­нии кера­ми­ки, ста­ли образ­цом для про­вин­ций, начи­ная с послед­не­го сто­ле­тия суще­ст­во­ва­ния рес­пуб­ли­ки. Наряду с круп­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми суще­ст­во­ва­ли и мел­кие ремес­лен­ни­ки, про­из­во­див­шие деше­вую про­дук­цию. Сего­дня в экс­по­зи­ци­ях музеев кера­ми­че­ские изде­лия пред­став­ле­ны, как пра­ви­ло, высо­ко­класс­ны­ми образ­ца­ми, кото­рые были недо­ступ­ны широ­ким мас­сам.



Боль­шие кера­ми­че­ские сосуды для хра­не­ния про­дук­тов; чтобы охла­дить, их зары­ва­ли в зем­лю на глу­би­ну, пре­вы­шаю­щую чело­ве­че­ский рост (най­де­ны в Кнос­се, Трое, Тирин­фе).

Терра­ко­то­вая фор­ма и полу­чен­ное с ее помо­щью изо­бра­же­ние (спра­ва) из Тарен­та (сер. 4 в. до н. э.).

Кера­ми­че­ские штам­пы с выпук­лым рисун­ком для оттис­ка изо­бра­же­ний (сви­ньи из Рейн­ца­бер­на), мас­ки с боро­дой, над­пи­си (пре­иму­ще­ст­вен­но изде­лия рим­ских про­вин­ций 1—2 вв. н. э.). Пози­тив­ный штамп оттис­ки­вал­ся в фор­ме, поэто­му рельеф­ное изо­бра­же­ние так­же было пози­тив­ным.

См. также:
ГЛИНА (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • АМФИПРОСТИЛЬ • ИНКРУСТАЦИЯ • АМФИТЕАТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл перевязывает руку Патрокла.
Краснофигурный килик. Аттика.
Гончар Сосий (по сигнатуре); художник: Мастер Сосия (Бизли) / Мастер Берлина (Робертсон).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл и немейский лев; Геракл и Тритон.
Гидрия чернофигурная. Аттика.
Манера мастера Антимена.
Глина. Резьба, белая краска. 520—500 гг. до н. э.
Надпись на тулове: ΗΡΑΚΛΕΣ
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Гелиос и Селена на колесницах.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл, убивающий Пентесилею.
Краснофигурный килик. Аттика.
Приписывается Мастеру Пентесилеи.
Глина.
Ранний классический период, ок. 470—460 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Мойры.
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира (Trendall).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: женская голова.
Краснофигурный кратер с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА