КЕРАМИКА. В 7—6 вв. до н. э. греки изготавливали не только посуду, применяя при этом гончарный круг, но и плоские керамические плиты, предназначавшиеся для облицовки зданий, которые в архаическую эпоху строились из дерева и песчанистой глины. Об этом свидетельствуют находки — плиты из обожженной глины с нанесенными на них цветными рисунками, применявшиеся для отделки фризов. Ведущее место в развитии строительной керамики занимал Коринф; только в 5 в. до н. э. роль терракоты в зодчестве резко упала, однако полностью эта отрасль керамики не исчезала никогда. Керамика малых форм 6—5 вв. до н. э. представлена расписными вотивными табличками (например, таблички из Пентескуфии близ Коринфа). Плиты с нанесенными на них рельефами, предназначенные для декора стен, появляются только в 4 в. до н. э. Круглая керамическая скульптура свободных форм выполняла не только вспомогательную функцию (при изготовлении бронзовых статуй использовались керамические модели и формы для отливки), но существовала как самостоятельный вид искусства до 4 в. (Зевс и Ганимед из Олимпии, около 470 до н. э.). В области керамической скульптуры больших успехов достигли и этруски — об этом можно судить по терракотовым саркофагам, датируемым 6 в. до н. э.; подобно этрусским погребальным урнам, эти саркофаги украшены рельефами, отдельные части выполнены из обожженной глины. К числу пластических произведений из глины следует отнести и огромные, выше человеческого роста сосуды, украшенные рельефами, предназначавшиеся для хранения жидкостей и сыпучих продуктов. Такие сосуды использовались уже в крито-микенскую эпоху. Мелкая терракотовая пластика во все времена служила украшением в небогатых домах, могла быть игрушкой для детей или вотивным даром. Часто керамика заменяла изделия из металла, доступные только богачам и знати. В среднем художественная ценность произведений мелкой керамической пластики невелика, за исключением знаменитых терракот из Танагры. Важную область керамики составляют чисто художественные произведения — гротескные фигурки, маски, уменьшенные копии знаменитых произведений монументальной скульптуры. Кроме того, из глины изготовлялись и вещи практического назначения — веретена для ткацких станков, грузила для рыболовецких сетей, ульи, тигели, а у кельтов, даков, иллирийцев и фракийцев — формы для отливки монет. О технологии изготовления керамических изделий можно судить по найденным остаткам печей для обжига, инструментам для изготовления моделей, печатям для создания рельефов, моделям и формам для отливки статуй. Вместе с тем не обнаружено никаких сведений о красках, использовавшихся при изготовлении керамических изделий, хотя их, конечно, окрашивали. Особый вид керамики представляют собой глиняные ритоны и такие сосуды, в которых глина комбинируется с другим материалом (эмалью). Такие изделия керамики отражают изменения в стиле и вкусах. Технология производства керамики позволяла использовать и детский труд; можно было организовать семейную мастерскую или относительно крупное производство с применением значительного числа рабов. В последние десятилетия существования Римской республики крупные предприниматели организовывали специализированные керамические мастерские, которые давали большое количество изделий. Успехи, достигнутые Римом в изготовлении керамики, стали образцом для провинций, начиная с последнего столетия существования республики. Наряду с крупными предпринимателями существовали и мелкие ремесленники, производившие дешевую продукцию. Сегодня в экспозициях музеев керамические изделия представлены, как правило, высококлассными образцами, которые были недоступны широким массам.
|
Большие керамические сосуды для хранения продуктов; чтобы охладить, их зарывали в землю на глубину, превышающую человеческий рост (найдены в Кноссе, Трое, Тиринфе).
Терракотовая форма и полученное с ее помощью изображение (справа) из Тарента (сер. 4 в. до н. э.).
Керамические штампы с выпуклым рисунком для оттиска изображений (свиньи из Рейнцаберна), маски с бородой, надписи (преимущественно изделия римских провинций 1—2 вв. н. э.). Позитивный штамп оттискивался в форме, поэтому рельефное изображение также было позитивным.