ГОЛОВНОЙ УБОР. Дорожным головным убором греков был петас — шляпа с полями различной формы; петас был и атрибутом Гермеса как вестника богов. Ремесленники, моряки и другие носили пилос — головной убор типа колпака без полей; его делали в основном из войлока. Фригийский колпак, который носили амазонки, имел загнутую вперед верхушку. Римляне в качестве дорожного головного убора тоже использовали петас. Войлочный колпак (лат. pilleus) был, очевидно, элементом всякого наряда только в ранний период римской истории; впоследствии он стал головным убором рабочего люда, но только свободных — рабы не имели права носить его. У даков головной убор также свидетельствовал о социальном положении человека: знатные люди носили пилии и звались «pilleati» (носящие пилий) в отличие от «comati» (простоволосых), головных уборов не носивших.
|
||
1.
Аурей, золото Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек. РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек. | ||
2.
Денарий, серебро Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Бюст женщины (MRR: Свобода или Фортуна; BMCRR, CRR, RSC: Церера; RRC: возможно, Артемида) в лавровом венке и ожерелье вправо, задрапированный, на голове покрывало и головной убор (MRR, BMCRR, CRR, RSC: модий, RRC, RCTV, CRI: полос); сзади L·PLAET·CEST вниз. Кайма из точек. РЕВЕРС: Топор и священная утварь (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RCTV: ковш (simpulum) без ручки; RRC: чаша, cullulus); внизу BRVT·IMP. Кайма из точек. | ||
3.
Тяжелый тетробол, серебро Пердикка II 437—431 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья. РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква Π; все внутри рамки. | ||
4.
Тетрадрахма, серебро Адриан Милет, 129—130 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — обнаженная голова Адриана вправо. РЕВЕРС: COS. III — Диана Милетская (RIC: Эфесская) стоит фронтально в высоком головном уборе, держит патеру в правой руке, и лук — в левой; позади нее влево стоит олень. | ||
5.
Статер, серебро Архелай Эги, 413—399 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Всадник, одетый в кавсию (македонский головной убор) и хламиду (одежда в виде плаща), влево, держит два копья; на задней части лошади — изображение кадуцея. РЕВЕРС: ΑΡΧΕΛΑΟ — передняя часть козы вправо; все внутри рамки. | ||
6.
AE 23, медь Нерон Перинф, 60—65 гг. | ||
АВЕРС: ΠΟΠΠΑΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо. РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка. В поле, слева и справа, Π Ε. | ||
7.
Денарий, серебро Клодий Макр Карфаген, 68 г. | ||
АВЕРС: L. CLODI. MACRI LIBERATRIX — драпированный бюст Африки, в головном уборе из кожи слона, вправо. Под бюстом: S. C. РЕВЕРС: MACRIANA LIB. — легионный орел (аквила) между двух вексиллумов. В поле, внизу: LEG. I | ||
8.
Кистофор, серебро Клавдий Эфес, 50—51 гг. | ||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево. РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос. | ||
9.
Гемидрахма, серебро Гипата, 360—350 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Бородатая голова Зевса, в лавровом венке, влево. РЕВЕРС: ΑΙΝΙΑΝΩΝ — герой Фемий (Phemios), обнаженный, с коротким мечом в ножнах на перевязи и в хламиде, драпированной на его плече и левой руке, стоит влево с обращенной назад головой, занеся для броска копье в правой руке и держа в левой руке, словно щит, свой петас; на линии земли между его ног повернутая буква Φ (Фемий). |