ГРЕЧЕСКАЯ МУЗЫКА. Наши знания о греческой музыке основываются не столько на самих сохранившихся произведениях (число их крайне ограниченно), сколько на высказываниях в литературных источниках, дополненных свидетельствами изобразительного искусства. Представления о греческой музыке сохраняют значение для художественного подражания и научных исследований (музыка как идея, греческая трагедия как музыкально-художественное произведение, воспитательная роль музыки, достижения учения о музыке). Многие черты греческой музыки зафиксированы на Древнем Востоке (магические космологические представления, учение об этосе, система тонов, инструменты), однако они получили у греков глубокое теоретическое обоснование. Некоторые музыкальные специальные термины употребляются в измененном значении и в настоящее время (мелодия, гармония, ритмика, энгармонизм, хроматизм и т. д.). Само понятие «музыка» — греческого происхождения. Но греки вкладывали в него более широкий смысл, чем принято сегодня (Attribut zu teche, т. е. искусство муз). Музыка первоначально означала исполнение стихов нараспев. Звучащий элемент (мелос) был подчинен поэзии и танцу как единство логоса (словесного содержания), гармонии (горизонтальное отношение тонов, особая структура октав) и ритма, связывающего компоненты. Стихи древнегреческой лирики и трагедии звучали в музыкальном исполнении (сольное и хоровое пение). В послеклассическое время это единство распалось: музыка в узком смысле слова и поэзия стали существовать отдельно. В Древней Элладе музыка проникала во все сферы жизни, была связана с определенными обычаями. Прежде всего она служила культовым целям в жертвенных обрядах, процессиях, погребальных ритуалах, мистериях, посвященных различным божествам. С культом Диониса была связана трагедия, в которой хоровые фрагменты сменялись диалогами актеров. Наряду со спортивными соревнованиями существовали музыкальные — агоны, проводившиеся на больших культурных празднествах. Музыка наполняла собой повседневность (пастушеские и трудовые песни), украшала общение (пиршества, комос, танцы и хоровод). Вместе с гимнастикой музыка служила развитию физических и духовных способностей юношей, готовящихся для государственной службы. Совершенствование в пении и игре на струнных инструментах лежали в основе музыкальных занятий. В некоторых городах взрослые граждане были обязаны играть на каких-либо инструментах или участвовать в хоровом пении. В эпоху эллинизма упражнения в музыке стали особым видом искусства — профессией специалистов-виртуозов. Музыка стала рассматриваться как средство духовного воспитания из-за ее воздействия на душу и характер. Греческие боги считались творцами музыкальных инструментов и часто изображались музицирующими. Кифара и лира были посвящены Аполлону; флейты вместе с барбитосом сопровождали хмельной культ Диониса, к ним присоединялись ударные инструменты. Струнные инструменты служили для музыкального сопровождения эпических и лирических поэм, флейты — хорового пения. В послеклассическое время игра на инструментах обособилась и приобрела самостоятельное значение, звуковое сопровождение значительно расширилось. Пение — важнейшая ветвь греческой музыкальной жизни — нашло меньшее отражение в изобразительном искусстве, чем в поэтическом творчестве.
Теория музыки. Греческая музыка строилась мелодически горизонтально, была в основном одноголосой. Ритмика и мелодика были прекрасно сформированы. В высоте тона встречаются оттенки, не характерные для современной музыкальной культуры. Внимание музыкальной теории было направлено прежде всего на расчет интервалов и построение звукоряда. Гаммы и тональности. Греки располагали тона от высоты к глубине, производили их выбор по диапазону человеческого голоса. Они соединяли шкалы из двух диатонических, идущих с понижением четырехзвучий, которые различались по положению полутонов. Возникавшие из связи двух таких квартовых интервалов (или тетрахордов) октавные ряды (гаммы) могли смещаться по абсолютной высоте тонов (тональности, системы транспонировки). Уже довольно рано греки описывали отдельные тональные порядки согласно их выразительным возможностям.
История музыки. Греки приписывали изобретение музыки богам, поэтому начало ее истории отражено в мифах (циклы легенд о мифических певцах, таких, как Орфей, Лин, Амфион). Упоминание о музыке в минойской культуре на Крите содержится на разрисованном глиняном саркофаге из Агиа-Триады, где изображены исполнители, играющие на лирах и двойных флейтах. Из микенской культуры (16—12 вв. до н. э.) до нас дошли лиры, вероятно, восьмиструнные, найденные в купольной гробнице в Мениди. В героическом эпосе Гомера и геометрической вазовой живописи имеются богатые картины греческой музыкальной жизни. Наиболее распространенным инструментом была четырехструнная форминга для сопровождения пения и хоровода. В качестве музыкальных форм упоминаются гимны богам для мужского хора, похоронные жалобы, исполнявшиеся солистом и женским хором, свадебное пение, песни труда и праздников, танцы и хороводы. Наряду с массовым, хоровым исполнением песен имели место сольные выступления. Подобно богам, герои музицировали сами или слушали профессиональных певцов, вдохновленных богами. Аэды при дворах владык декламировали героические песни нараспев в сопровождении форминги. В 7 в. до н. э. искусство аэдов разделилось на декламацию эпических партий рапсодами и сольное пение кифаредов, преимущественно на агонах. Фригиец Олимп (ок. 750 до н. э.) служит своеобразным символом связи между малоазиатской и греческой музыкой. С этим образом связывается сопровождение жертвоприношений игрой на ближневосточной флейте и древней энгармонике, не имевшей полутонов. Исторически достоверен факт, что в 676 до н. э. во время спартанских Карнейских празднеств Терпандр Лесбосский из Антиссы победил в состязаниях по исполнению кифародического нома. Талет из Гортины на Крите (ок. 665 до н. э.) ввел в Спарте хоровое пение и писал музыку для гипорхемы. Представителем жанра авлодического нома был Сакад из Аргоса, который на Дельфийских играх 586 до н. э. выступил со знаменитым номом, повествующим о битве Аполлона со змеем. Эпоху лирики открыл Архилох из Пароса своими стихотворениями, написанными ямбом. Среди музыкальных нововведений можно назвать распространение ритмико-метрических выразительных средств, мелодраматическое исполнение и обособление инструментального сопровождения (Сапфо и Алкей, как и Анакреонт, предпочитали игру на струнных инструментах). В Спарте развивались различные формы хоровой лирики: пеаны Аполлону, дифирамбы Дионису, гипорхемы (танцевальные песни), пиррихии (танцы с оружием) и просодии (песни в процессиях). Один из ранних представителей хоровой лирики Алкман жил в Спарте. Крупнейшим автором эпиникиев и религиозных песен был Пиндар. Формы хорового пения делились на монострофичные и триадные, состоящие из строфы, антистрофы и эпода. Первым греческим мыслителем, давшим теоретическое обоснование музыки, был Пифагор. В 1-й пол. 5 в. до н. э. возникла реакция на утонченность и пестроту позднеархаической эпохи. В Аттике была ограничена флейтовая музыка. Дамон из Афин в 460 до н. э. создал учение об этосе и подчинил музыку задачам консервативного гражданского воспитания. В трагедии музыка играла значительную роль. Предпочтение оказывалось определенным тональностям и энгармонизму. Хор пел на орхестре под аккомпанемент флейты. В комедии могли исполняться простые народные и пародийные песни, многократно прерываемые инструментальными интермедиями. Еврипид ввел в своих трагедиях выразительные сольные партии. Во 2-й пол. 5 в. до н. э. в музыке началось движение, которое ставило своей целью обновление дифирамбов, а также номов и трагедии. В стремлении добиться реалистического изображения средствами музыкального воздействия музыканты перестраивали текст без учета строфического соответствия. Т. о., происходило отделение ритма от метрики, музыки от поэтического искусства вообще. Главными представителями этой новой музыки, близкими к Еврипиду, были Фриний из Митилены, Меланиппид из Мелоса, Кинесий из Афин, Филоксен из Киферы, Тимофей из Милета (частично сохранился текст нома «Персы»). Они высмеивали в комедии и критиковали многочисленные уязвимые места Платона за утрату древнего этоса, стилистическую пестроту, тональные вольности, расширение диапазона лиры до 9, 11, 12 струн. Платон пытался защитить традиционную систему музыкального воспитания, однако Аристотель занял более терпимую позицию. Судя по литературным источникам, в эллинизме образовался замкнутый круг профессионалов-певцов и музыкантов, часто имевших репутацию виртуозов. Они удовлетворяли музыкальные потребности господствующих слоев общества, причем музыка могла исполняться в домашней обстановке, на званых пиршествах, в театре; а также в храмах. В музыке мистерий греческие традиции соединялись с восточными элементами. Музыканты и хор совместно выступали в пантомимах, которые в период Римской империи пользовались особым успехом у публики. Музыкальная теория имела весьма отдаленную связь с практикой. Лишь в эллинистическое время специальные сочинения достигли своего наивысшего выражения. Аристоксен из Тарента разработал эмпирическое учение о гармонии из элементов мелоса (учение об интервалах, системах и гаммах) как специальную дисциплину. В противовес ему «каноники» демонстрировали числовое соотношение интервалов в монохорде («деление канона» Евклида, ок. 300 до н. э.), рассчитывали новые определения тетрахорда (Эратосфен, Дидим). У неопифагорейцев и поздних платоников в физико-математическом учении о гармонии выступают мистические черты (численная символика, космическо-музыкальные параллели). Важнейшие трактаты принадлежат перу Плутарха, Никомаха, Аристида Квинтилиана, Гауденция, Алипия. Столь же исчерпывающее, сколь и наглядное сопоставление многочисленных музыкальных учений дал Клавдий Птолемей, причем оно оказало влияние на римского философа Боэция и латинское средневековье, стало основополагающим для византийской и арабской специальных теорий.
|
Греческая музыка. Музыка жертвенной процессии (по аттической чернофигурной амфоре из Вульчи, 6 в. до н. э.).
Урок Лина (по краснофигурному скифосу художника Пистоксена, 475 до н. э.).
Музыка в спорте, дискобол и кулачный боец (по аттической краснофигурной чаше художника Эпиктета и гончара Памфея, ок. 520 до н. э.).