AETERNITAS. Вечность, которой римляне воздавали божественные почести, хотя никогда и не посвящали ей храмов или алтарей, представлена на монетах имперских серий в образе почтенной женщины, одетой в столу, иногда под покрывалом, иногда без него; иногда сидящей, иногда стоящей; в различных позах и с различными символами и атрибутами. Впервые она появляется на монетах в правление Веспасиана. На серебряных и золотых монетах этого императора она стоит у алтаря, в одной вытянутой руке держа голову Солнца, окруженную лучами, а в другой — голову Луны в форме полумесяца. В следующий раз она встречается на одной из первых медных монет, отчеканенных в 141 и следующем году по постановлению сената в память о Фаустине Старшей, предполагаемое бессмертие которой «без меры и благоразумья» любящий супруг, достойный Антонин, позволил себе почтить титулом DIVA и символами AETERNITAS. Монетный тип в данном случае — сидящая женщина со скипетром или hasta pura в левой руке и земным шаром, увенчанным Фениксом, — в правой.
Среди атрибутов (как пишет Эккель (Eckhel), VIII. p. 457), заимствованных императорами у божеств их мифологии, атрибуты Вечности, по-видимому, притязают на одно из первых мест. Римляне называли «вечным» то, что не имело конца; то, что представляло противоположность обстоятельствам и ограничениям, неотделимым от смертности, потому что было свободно от них; — словом, нечто божественное. Но название «вечный» применялось также к тому, что по своей природе могло быть с этим сравнимо, ибо считалось способным к длительному существованию. По этой причине феникс (сам по себе мифическая птица) был признанным символом вечности, ибо, согласно распространенному мнению, его жизнь исчислялась не годами, а целыми столетиями, и поэтому Клавдиан называет его aeterna avis; также и слон, из-за его предполагаемого долголетия, изображался как символ вечности. Существовали и другие вещи, которые закон считал вечными, — например, огонь Весты, угасание которого требовало великого искупления и считалось ужасным знамением.
Некоторые выводили происхождение этого атрибута из общественного мнения, как в случае ROMA AETERNA, обычной легенды на монетах; другие — из обета, хотя и бесполезного, как в случае AETERNITAS IMPERII, на монете Каракаллы и AETERNITATIBVS на монете Александра Севера. Вечность приписывалась не только умершим и обожествленным императорам, но также и живущим, и не только на монетах и в мраморе, но и в текстах античных авторов. Из этих последних источников достаточно будет привести один пример, а именно — Плиния Младшего, который в своих письмах часто обращается к Траяну «aeternitas tua». Но такое обращение к здравствующим правителям могло дозволяться, потому что вряд ли существовало какое-то иное обращение, которое можно было использовать по отношению к ним, за исключением votum diuterni imperii; по крайней мере, только так можно понять и объяснить следующий намек Горация на Августа:
Serus in coelum redeas, diuque Laetus intersis populo Quirini. Поздно возвратись на небо, и долго |
(Перевод М. Лущенко) |
|
||
1.
Аурей, золото Веспасиан Рим, 75—79 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: AETERNITAS — Этернитас (Вечность) стоит влево, держит головы Солнца и Луны; у ее ног небольшой алтарь с огнем. |