Стивенсон. Словарь римских монет

BON. EVENT. Bo­nus Even­tus. — В Риме суще­ст­во­вал осо­бый культ Счаст­ли­во­го Исхо­да. Эти сокра­щен­ные сло­ва появ­ля­ют­ся на дена­рии Скри­бо­ни­ев, несо­мнен­но (как пишет Эккель — Eck­hel, V. 303) бла­го­да­ря рим­ско­му обы­чаю делать свя­щен­ным все то, что спо­соб­но про­из­во­дить доб­ро или зло, напри­мер, Судь­бу, Надеж­ду, Гения и т. д. Это же про­изо­шло и с Исхо­дом; подоб­но тому, как Лукре­ций пере­чис­ля­ет сре­ди собы­тий Раб­ство, Сво­бо­ду, Богат­ство, Бед­ность, Вой­ну, Мир (L. I. V. 456.) — Исход, соглас­но опре­де­ле­нию Цице­ро­на (De In­vent. Rhet. I. 28), — это «резуль­тат любо­го дела, о кото­ром мы обыч­но осве­дом­ля­ем­ся, кото­рый после­до­вал, или может после­до­вать или после­ду­ет в конеч­ном ито­ге из дан­ных обсто­я­тельств». Таким обра­зом, если нечто закан­чи­ва­лось хоро­шо, то это при­пи­сы­ва­ли Счаст­ли­во­му Исхо­ду; счи­та­лось, что он име­ет ту же при­ро­ду, что и Сча­стье (Fe­li­ci­tas) — это дока­зы­ва­ет дена­рий, вклю­чен­ный в Mo­rell. The­saur. в чис­ле in­cer­ti, tab. II. a., на кото­ром рядом с жен­ской голо­вой нане­се­на над­пись BON. EVENT ET FE­LI­CI­TAS. — Эккель выска­зы­ва­ет свое соб­ст­вен­ное мне­ние о том, что «этот рим­ский гений соот­вет­ст­ву­ет гре­че­ской Ἀυτο­ματία, и цити­ру­ет сло­ва Плу­тар­ха о Тимо­ле­он­те: «У себя в доме он устро­ил храм богине Авто­ма­тии (Ἀυτο­ματία) и при­но­сил ей жерт­вы, а сам дом посвя­тил Свя­щен­но­му Гению (Δαίμων, Ge­nius)». Так­же и Непот в его жиз­не­опи­са­нии под­твер­жда­ет факт столь вели­ко­го бла­го­го­ве­ния, кото­рое Тимо­ле­онт испы­ты­вал перед выше­на­зван­ным обо­жест­вле­ни­ем слу­чая или счаст­ли­вых собы­тий. При­чи­на тако­го поведе­ния была в том, что все его начи­на­ния увен­чи­ва­лись успе­хом. Сле­до­ва­тель­но, Ἀυτο­ματία — это не более и не менее, чем спон­тан­ная помощь Судь­бы, то есть, Исход и Счаст­ли­вый Исход, ибо ему возда­ва­ли бла­го­дар­ность и вери­ли, что им руко­во­дит доб­рый или свя­щен­ный гений, кото­ро­го гре­ки назы­ва­ли ἀγα­θὸς или ἵερος δαίμων».

Соглас­но Пуб­лию Вик­то­ру, Счаст­ли­вый Исход имел храм в девя­том квар­та­ле Рима; его так­же упо­ми­на­ет Амми­ан. — На кон­суль­ских дена­ри­ях Счаст­ли­вый Исход изо­бра­жен в виде с.131 жен­щи­ны (см. род Скри­бо­ни­ев), так же, как и на авто­ном­ном или семей­ном дена­рии Галь­бы. Но на дена­ри­ях дру­гих импе­ра­то­ров вплоть до Гал­ли­е­на это боже­ство пред­став­ле­но в виде муж­чи­ны. При­мер тако­го изо­бра­же­ния появ­ля­ет­ся на мед­ных моне­тах Анто­ни­на Пия, с кото­рых ско­пи­ро­ва­на при­веден­ная ниже гра­вю­ра; на их ревер­се нахо­дит­ся пол­ная леген­да в посвя­ти­тель­ной фор­ме.


См. также:
BONUS EVENTUS (Джонс. Словарь античных римских монет)
БОНУС ЭВЕНТУС, Bonus eventus (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
© 1964 г. Текст, рису­нок: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, с. 130—131.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого мужчины (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RRM: Счастливый Исход (Bonus Eventus); RRC, Hollstein, RCTV: Меркурий) вправо, с длинными летящими волосами; сзади контрольная метка (пастуший посох). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
2. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
3. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Головы юноши с вьющимися волосами (Babelon, RSC: Bonus Eventus; BMCRR, CRR: Bonus Eventus (?); RRC, RCTV: Genius populi Romani) вправо; сзади скипетр.
РЕВЕРС: Орел с расправленными крыльями стоит вправо на пучке молний между литуусом и жертвенным сосудом с ручкой (capis). Внизу Q. CASSIVS (Quintus Cassius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА