Джонс. Словарь античных римских монет

BO­NUS EVEN­TUS. «Счаст­ли­вый исход», рим­ская пер­со­ни­фи­ка­ция, кото­рой покло­ня­лись как боже­ству и кото­рая, сре­ди про­че­го, счи­та­лась одним из богов, покро­ви­тель­ст­ву­ю­щих рим­ско­му зем­леде­лию. В этом отно­ше­нии Счаст­ли­вый Исход немно­го напо­ми­на­ет гре­ко-еги­пет­ское боже­ство, назы­вае­мое Ага­то­де­мо­ном, хотя эта ана­ло­гия не слиш­ком близ­ка. Счаст­ли­вый Исход может так­же счи­тать­ся муж­ским экви­ва­лен­том жен­ской Доб­рой Фор­ту­ны. Как монет­ный тип, он встре­ча­ет­ся на отдель­ном рес­пуб­ли­кан­ском выпус­ке 62 г. до н. э. (Либон). При­чи­на исполь­зо­ва­ния это­го героя не ясна. В пери­од импе­рии он был выбран для монет­но­го выпус­ка, кото­рый отно­сят к испан­ско­му монет­но­му дво­ру вре­мен граж­дан­ской вой­ны, после­до­вав­шей за смер­тью Неро­на; здесь совре­мен­ные ему типы Ro­ma Re­nas­cens (Воз­рож­ден­ный Рим) и Fe­li­ci­tas (Сча­стье) пока­зы­ва­ют, что Счаст­ли­вый Исход дол­жен был выра­жать опти­ми­сти­че­скую идею. На этих моне­тах изо­бра­же­на толь­ко голо­ва. Счи­та­лось, что она име­ет жен­ст­вен­ную внеш­ность и свя­за­на с Миром, Сча­стьем или Фор­ту­ной, но это дале­ко не оче­вид­но. Изо­бра­же­ние на моне­тах Адри­а­на и Анто­ни­на Пия мож­но назвать «кано­ни­че­ским» обра­зом этой пер­со­ни­фи­ка­ции: обна­жен­ная муж­ская фигу­ра в диа­де­ме или сте­фане, дер­жа­щая пате­ру, коло­сья, ветвь, мак или рог изоби­лия. На неко­то­рых выпус­ках эпо­хи Севе­ров Счаст­ли­вый Исход изо­бра­жен в виде жен­ской фигу­ры с кор­зи­ной фрук­тов и коло­сьев; фигу­ра тако­го рода обыч­но встре­ча­ет­ся как изо­бра­же­ние Вер­но­сти. Зна­че­ние такой «кон­та­ми­на­ции» монет­ных типов не ясно, хотя для это­го пери­о­да харак­те­рен рели­ги­оз­ный син­кре­тизм. Когда в прав­ле­ние Гал­ли­е­на Счаст­ли­вый Исход в послед­ний раз появ­ля­ет­ся на рим­ских моне­тах, он сно­ва выглядит как обыч­ная муж­ская фигу­ра (ино­гда опи­сы­вае­мая в ката­ло­гах как «Гений»).


Ано­ним­ный дена­рий, веро­ят­но, отче­ка­нен­ный Галь­бой в Испа­нии преж­де, чем он офи­ци­аль­но стал импе­ра­то­ром. Голо­ва Счаст­ли­во­го Исхо­да на авер­се кажет­ся жен­ст­вен­ной, но, веро­ят­но, долж­на была изо­бра­жать юно­шу. На ревер­се леген­да ROM(a) RE­NASC(ens) долж­на была обо­зна­чать воз­рож­де­ние Рима в про­ти­во­вес тира­нии Неро­на.

См. также:
BON. EVENT. (Стивенсон. Словарь римских монет)
БОНУС ЭВЕНТУС, Bonus eventus (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
© 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, с. 38.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 57 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого мужчины (MRR, BMCRR, CRR, RSC, RRM: Счастливый Исход (Bonus Eventus); RRC, Hollstein, RCTV: Меркурий) вправо, с длинными летящими волосами; сзади контрольная метка (пастуший посох). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Крылатый кадуцей; справа M·PLAETORI вниз; слева CEST·EX·S·C вниз (Marcus Plaetorius Cestianus ex senatus consulto). Кайма из точек.
2. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
3. Денарий, серебро
Квинт Кассий Лонгин
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Головы юноши с вьющимися волосами (Babelon, RSC: Bonus Eventus; BMCRR, CRR: Bonus Eventus (?); RRC, RCTV: Genius populi Romani) вправо; сзади скипетр.
РЕВЕРС: Орел с расправленными крыльями стоит вправо на пучке молний между литуусом и жертвенным сосудом с ручкой (capis). Внизу Q. CASSIVS (Quintus Cassius).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА