Стивенсон. Словарь римских монет

FOR­TU­NA. — Судь­ба; боги­ня, куль­ту кото­рой рим­ляне были искренне пре­да­ны. Про­стой народ счи­тал ее боже­ст­вом, рас­пре­де­ля­ю­щим сре­ди людей доб­ро и зло по сво­ей при­хо­ти и без вся­кой свя­зи с их заслу­га­ми. Одна­ко более здра­во­мыс­ля­щая часть древ­них либо отри­ца­ла суще­ст­во­ва­ние это­го боже­ства, либо пони­ма­ла под Фор­ту­ной не что иное, как боже­ст­вен­ное про­виде­ние, реше­ния кото­ро­го неиз­вест­ны смерт­ным, а пото­му собы­тия, про­ис­хо­дя­щие с людь­ми, кажут­ся слу­чай­ны­ми. Рим­ляне, кото­рые в ран­ний пери­од сво­ей исто­рии доволь­ст­во­ва­лись обра­ще­ни­я­ми к ора­ку­лу и Фор­туне в Анции, впо­след­ст­вии при­ня­ли эту боги­ню в чис­ло сво­их покро­ви­те­лей и посвя­ти­ли ей око­ло 30 хра­мов в раз­лич­ных рай­о­нах горо­да. Сер­вий Тул­лий пер­вым подал при­мер, ему после­до­вал Анк Мар­ций, а во вре­ме­на рес­пуб­ли­ки он был широ­ко рас­про­стра­нен. Импе­ра­тор Нерон постро­ил храм Фор­ту­ны из про­зрач­ных кам­ней. Рим­ляне при­тя­за­ли на то, что Фор­ту­на, поки­нув пер­сов и асси­рий­цев, лег­ко про­ле­тев над Македо­ни­ей и увидев гибель Алек­сандра, про­сле­до­ва­ла в Еги­пет и Сирию и, при­быв нако­нец на холм Пала­тин, отбро­си­ла свои кры­лья и коле­со и всту­пи­ла в Рим, где наве­ки обре­ла жили­ще. Фор­ту­на была люби­мым боже­ст­вом Сул­лы: ей, а не себе и не сво­ей муд­ро­сти, он обыч­но при­пи­сы­вал всю сла­ву мно­гих сво­их успеш­ных свер­ше­ний, и, в знак это­го, при­нял имя Fe­lix (Счаст­ли­вый). Этой непо­сто­ян­ной богине рим­ляне дава­ли мно­го раз­лич­ных имен. На моне­тах появ­ля­ют­ся сле­дую­щие: An­tia­ti­na (Анций­ская), Bo­na (Доб­рая), Fe­lix (Счаст­ли­вая), Fors (Могу­чая), Ma­la (Злая), Mu­lieb­ris (Жен­ская), Ma­nens (Посто­ян­ная), Ob­se­quens (Мило­сти­вая), Pri­mi­ge­nia (Пер­во­род­ная), Re­dux (Воз­вра­щаю­ща­я­ся); нако­нец, For­tu­na Augus­ta (Фор­ту­на Авгу­ста) или Augus­ti (Авгу­сто­ва) и For­tu­na Po­pu­li Ro­ma­ni (Фор­ту­на рим­ско­го наро­да) (см. име­на suis lo­cis).

Фор­ту­на появ­ля­ет­ся на мно­же­стве импе­ра­тор­ских монет всех метал­лов и раз­ме­ров, от Авгу­ста до Дио­кле­ти­а­на, с леген­дой FORTVNA, но чаще — FORTVNA AVG. и AVGVSTI, под фигу­рой моло­дой жен­щи­ны, обла­чен­ной в сто­лу, сто­я­щей (как на сестер­ции Адри­а­на на ниже­при­веден­ной гра­вю­ре) или сидя­щей, дер­жа­щей в пра­вой руке кора­бель­ный руль, опи­раю­щий­ся на нос кораб­ля, а в левой руке — рог изоби­лия. На неко­то­рых монет­ных типах у ее ног или под ее креслом появ­ля­ет­ся коле­со — как у Аль­би­на, Гор­ди­а­на III и др. На дру­гих экзем­пля­рах мы видим ее с рулем, уста­нов­лен­ным на зем­ном шаре, как у Вера, Ком­мо­да и др., но рог изоби­лия — ее неиз­мен­ный атри­бут.

Фор­ту­на сидит с малень­ким маль­чи­ком перед собой на моне­те Юлии Дом­ны; сто­ит с каду­це­ем на моне­те Л. Элия; опи­ра­ет­ся рукой на колон­ну на моне­те Адри­а­на; нахо­дит­ся в шести­ко­лон­ном хра­ме на моне­те Тре­бо­ни­а­на Гал­ла.

Так­же Фор­ту­на вме­сте с Надеж­дой появ­ля­ет­ся на сестер­ци­ях Адри­а­на и Элия Цеза­ря. Она изо­бра­же­на в крес­ле напро­тив импе­ра­то­ра, совер­шаю­ще­го жерт­во­при­но­ше­ние, как на моне­тах Сеп­ти­мия Севе­ра. [Сооб­ща­ет­ся, что сидя­щая боги­ня обо­зна­ча­ла проч­ность и посто­ян­ство судь­бы импе­ра­то­ра. Ино­гда Фор­ту­на Сидя­щая дер­жит в пра­вой руке корот­кий жезл, или рум­пель в верх­ней части руля, как на моне­тах Анто­ни­на Пия, Аль­би­на и др. А на хоро­шо извест­ной моне­те Ком­мо­да (см. далее) она сидит, дер­жа лошадь за уздеч­ку. На моне­те Геты она лежит на зем­ле, а коле­со и рог изоби­лия — сбо­ку от нее].

Злой Фор­туне (For­tu­na Ma­la) и Доб­рой Фор­туне (For­tu­na Bo­na) покло­ня­лись в Риме в соот­вет­ст­ву­ю­щих им хра­мах. Вальян (Vail­lant) счи­та­ет, что два бюста на моне­те Русти­ев (Фор­ту­на Анций­ская) долж­ны были пер­со­ни­фи­ци­ро­вать Доб­рую и Злую Фор­ту­ну. — См. GE­NIUS.


© 1964 г. Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, p. 394.
© 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин и Тихе.
Сардоникс.
Римская работа. IV в. (переработана в нач. XIX в.).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Константин Великий и Тихе Константинополя.
Сардоникс.
Рим. IV в.
Переработана в XIX в. мастером Бенедетто Пиструччи (1784—1855).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Тихе-Фортуны с неизвестной женской головой флавиевского периода.
Мрамор.
Конец I в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Фортуны Сегодняшнего дня.
100—87 гг. до н. э.
Рим, Марсово поле, Священная площадь (Area Sacra).
5. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия.
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
6. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия.
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
7. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия (деталь).
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Свод арки из дворца Галерия в Фессалониках (т. н. «Малая арка Галерия»)
Мрамор, монолит. Начало IV в. н. э.
Салоники, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фрагменты фронтальной панели саркофага Гая Юлия Мигдония.
Проконнесский мрамор.
I в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фаустина Младшая в образе Тихе.
Мелкозернистый мрамор. 165—180 гг.
Милан, Городской археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
2. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75—79 гг.
АВЕРС: T. CAESAR IMP. VESPASIAN. — бородатая голова Тита, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. TR. POT. — Фортуна (Судьба), в драпировке, стоит влево на невысоком, украшенном венком, алтаре, декорированном бараньими головами, держит корабельный руль в правой руке и рог изобилия — в левой.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 74 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: FORTVNA AVGVST. — Фортуна, в драпировке, стоит влево на небольшом, украшенном венками пьедестале с бараньими головами, держит корабельный руль в правой руке и рог изобилия — в левой.
4. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 147—161 гг.
АВЕРС: DIVA FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: AETERNITAS — Фортуна (Судьба), с покрытой головой, в драпировке, стоит влево, держит патеру в вытянутой правой руке и корабельный руль на земном шаре — вертикально, в левой.
5. Аурей, золото
Марк Аврелий
Рим, 167—168 гг.
АВЕРС: M. ANTONINVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — голова Марка Аврелия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORT. RED. TR. P. XXII IMP. V — Фортуна, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит корабельный руль на земле в правой руке и рог изобилия — в левой.
В обрезе: COS. III
6. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 128—132 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Фортуна, в драпировке, сидит влево на троне, держит корабельный руль на земном шаре в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: FORT. RED.
7. Сестерций, медь
Нерва
Рим, 97 г.
АВЕРС: IMP. NERVA CAES. AVG. P. M. TR. P. II COS. III P. P. — голова Нервы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: FORTVNA AVGVST. — Фортуна стоит влево, держит корабельный руль и рог изобилия.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 148—149 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Фортуна (Судьба), в драпировке, стоит влево, держит корабельный руль на земном шаре в правой руке и рог изобилия — в левой.
9. Сестерций, медь
Траян
103—111 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NERVAE TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — бюст Траяна в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — Фортуна стоит влево, держит корабельный руль на корабельном носу и рог изобилия.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 149—150 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. IIII — Фортуна (Судьба), в драпировке, стоит влево, держит корабельный руль на земле в правой руке и рог изобилия — в левой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА