Джонс. Словарь античных римских монет

MO­NE­TA (Совет­чи­ца). Впер­вые это сло­во появ­ля­ет­ся в латин­ских текстах как титул или дру­гое имя боги­ни Юно­ны. Оно употреб­ля­лось по отно­ше­нию к ней толь­ко при покло­не­нии ей на Капи­то­лий­ском хол­ме, где в 344 г. до н. э. Моне­те или Юноне Моне­те был посвя­щен храм. Этот культ мог суще­ст­во­вать и ранее, ибо одно из тра­ди­ци­он­ных объ­яс­не­ний это­го сло­ва, кото­рое рим­ские авто­ры пыта­лись про­из­ве­сти от mo­neo («пре­до­сте­ре­гать, сове­то­вать»), состо­я­ло в том, что боги­ня с.200 пред­у­преди­ла рим­лян о напа­де­нии гал­лов на кре­пость Капи­то­лия в 390 г. до н. э. с помо­щью посвя­щен­ных ей гусей. Сохра­ни­лись и дру­гие объ­яс­не­ния: что Юно­на пред­у­преди­ла рим­лян о зем­ле­тря­се­нии или что во II в. до н. э.[1] она дала им доб­рый совет по пово­ду вой­ны про­тив Пир­ра. Ни одно из этих объ­яс­не­ний не явля­ет­ся пол­но­стью удо­вле­тво­ри­тель­ным, а попыт­ки свя­зать это сло­во с фини­кий­ским macha­nath, кото­рое, как пред­по­ла­га­ет­ся, обо­зна­ча­ло у кар­фа­ге­нян воен­ный лагерь, или с гре­че­ским mo­nas («един­ство, еди­ни­ца») еще менее заман­чи­вы. Воз­мож­но, латин­ская Моне­та — это рим­ская пере­дел­ка име­ни како­го-то ита­лий­ско­го или этрус­ско­го боже­ства, кото­рое они отож­де­ст­ви­ли со сво­ей Юно­ной, но если это и так, то все дру­гие свиде­тель­ства суще­ст­во­ва­ния такой боги­ни утра­че­ны. Неко­то­рые позд­ние гре­че­ские авто­ры исполь­зо­ва­ли так­же сло­во Моне­та как экви­ва­лент гре­че­ской Мне­мо­зи­ны (Памя­ти), мате­ри Муз; но и это не помо­га­ет объ­яс­нить употреб­ле­ние дан­но­го сло­ва при­ме­ни­тель­но к Юноне в пери­од рим­ской рес­пуб­ли­ки. Во вся­ком слу­чае ясно, что в рес­пуб­ли­кан­ский пери­од рим­ский монет­ный двор был постро­ен рядом с хра­мом Юно­ны Моне­ты на Капи­то­лии, и гово­ри­ли, что он нахо­дит­ся ad Mo­ne­tam, «у (Юно­ны) Моне­ты». Посте­пен­но само это сло­во ста­ло озна­чать монет­ный двор, и это его обыч­ное зна­че­ние в позд­ней Рим­ской импе­рии. Моне­та ста­ла так­же пер­со­ни­фи­ка­ци­ей Монет­но­го Дво­ра, суще­ст­ву­ю­щей вполне неза­ви­си­мо от Юно­ны Моне­ты, и встре­ча­ет­ся на рим­ских импе­ра­тор­ских моне­тах с таки­ми атри­бу­та­ми, как весы и рог изоби­лия. Неко­то­рые типы пред­став­ля­ют ее с po­los (голов­ным убо­ром) Юно­ны, со ски­пет­ром или с грудой монет или метал­ла для чекан­ки под нога­ми. Изред­ка на моне­тах изо­бра­жа­лись три фигу­ры, кото­рые мож­но иден­ти­фи­ци­ро­вать как три Моне­ты, пред­став­ля­ю­щие мед­ную, сереб­ря­ную и золотую чекан­ку. Дан­ный тип похож на изо­бра­же­ния Равен­ства. В прав­ле­ние Ком­мо­да встре­ча­ет­ся необъ­яс­нен­ный монет­ный тип: на неко­то­рых дена­ри­ях, ассах и сестер­ци­ях изо­бра­же­на фигу­ра Апол­ло­на, опи­раю­ща­я­ся на колон­ну, с леген­дой APOL. MO­NE­TAE. Не извест­но ни одно­го хра­ма Апол­ло­на, нахо­див­ше­го­ся в то вре­мя побли­зо­сти от монет­но­го дво­ра в Риме (см. Монет­ные дво­ры); воз­мож­но, моне­ты долж­ны были пред­став­лять какую-то извест­ную ста­тую Апол­ло­на, сто­яв­шую или толь­ко что уста­нов­лен­ную рядом с монет­ным дво­ром (см. Апол­лон).

Три инте­рес­ных и необыч­ных ссыл­ки на Моне­ту мож­но най­ти на моне­тах и меда­льоне, отче­ка­нен­ных в совер­шен­но раз­ное вре­мя. На авер­се дена­рия, выпу­щен­но­го Галь­бой во вре­мя граж­дан­ских войн, изо­бра­же­на ее голо­ва (иден­ти­фи­ци­ро­ван­ная бла­го­да­ря леген­де MO­NE­TA); на ревер­се — обо­рудо­ва­ние для чекан­ки и над­пись SALVTA­RIS. Таким обра­зом, Юно­на Моне­та — спа­си­тель­ная или бла­го­де­тель­ная боги­ня; и это может озна­чать, что обес­пе­че­ние чекан­ки очень помог­ло Галь­бе в его меро­при­я­ти­ях. с.201 В 228 г. н. э. Алек­сандр Север выпу­стил дупон­дии с леген­дой RES­TITVTOR MON и изо­бра­же­ни­ем импе­ра­то­ра в воен­ной одеж­де. Если вер­но допол­не­ние вто­ро­го сло­ва до MON(etae), что вполне веро­ят­но, то труд­но объ­яс­нить его тем, что импе­ра­тор в каком-либо смыс­ле вос­ста­но­вил чекан­ку. Труд­но так­же согла­сить­ся с пред­по­ло­же­ни­ем, что этот импе­ра­тор вос­ста­но­вил храм Юно­ны Моне­ты, ибо об этой рестав­ра­ции ниче­го не извест­но. Кро­ме того, в подоб­ных слу­ча­ях на моне­тах обыч­но изо­бра­жа­лось вос­ста­нов­лен­ное зда­ние, а воен­ная одеж­да импе­ра­то­ра не соот­вет­ст­ву­ет какой-либо граж­дан­ской дея­тель­но­сти. Таким обра­зом, сле­ду­ет пред­по­ло­жить, что, если толь­ко здесь не име­лось в виду вос­ста­нов­ле­ние зда­ний монет­но­го дво­ра, эти моне­ты долж­ны были про­па­ган­ди­ро­вать некое пред­по­ла­гае­мое улуч­ше­ние каче­ства монет или монет­но­го снаб­же­ния (воз­мож­но, толь­ко меди); неиз­вест­но, одна­ко, в чем мог­ло выра­зить­ся это улуч­ше­ние. Нако­нец, на заме­ча­тель­ном мед­ном меда­льоне Дио­кле­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на изо­бра­же­ны эти два импе­ра­то­ра, пред­став­лен­ные, как и в дру­гих слу­ча­ях, в виде Юпи­те­ра и Гер­ку­ле­са, со сто­я­щей меж­ду ними Моне­той и леген­дой MO­NE­TA IOVI ET HERCVLI AVGG, кото­рая долж­на озна­чать, что Юно­на Моне­та, боги­ня чекан­ки, слу­жит или возда­ет поче­сти авгу­стам.

Посте­пен­но сло­во mo­ne­ta ста­ло исполь­зо­вать­ся в допол­ни­тель­ных зна­че­ни­ях. Уже во вре­ме­на Кали­гу­лы мы нахо­дим коло­ни­аль­ный выпуск Патр в Гре­ции с леген­дой INDVLGEN­TIA AVG(us­ti) MO­NE­TA IM­PET­RA­TA, где это сло­во, по-види­мо­му, озна­ча­ет «чекан­ка, пра­во чекан­ки», а не «зда­ние монет­но­го дво­ра»; таким обра­зом, моне­та объ­яв­ля­ет: «Мило­стью Авгу­ста полу­че­но пра­во чекан­ки». В поэ­зии со вре­мен Авгу­ста и далее сло­во mo­ne­ta исполь­зо­ва­лось для мета­фо­ри­че­ско­го обо­зна­че­ния монет­но­го про­из­вод­ства или даже самих монет, и в конеч­ном ито­ге это сло­во­употреб­ле­ние пере­шло в про­зу, так что во вре­ме­на позд­ней импе­рии дан­ное сло­во при­об­ре­ло его совре­мен­ное зна­че­ние «день­ги».


Сестер­ций Кара­кал­лы, 194 г. н. э. Три фигу­ры на ревер­се долж­но быть изо­бра­жа­ют три раз­ных монет­ных дво­ра для золотых, сереб­ря­ных и брон­зо­вых монет, но одна и та же фор­ма леген­ды на ревер­се, MO­NET(a) AVG(us­ti), най­ден­ная на неко­то­рых экзем­пля­рах.

См. также:
MONETA (Стивенсон. Словарь римских монет)

  • ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИЦЫ

  • [1]Види­мо, ошиб­ка: дол­жен быть III в. до н. э.

  • © 1990 г. John Melville Jones. A DICTIONARY OF ANCIENT ROMAN COINS, London, SPINK, 2004, pp. 199—201.
    © 2007 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Денарий, серебро
    Песценний Нигер
    Антиохия, 193—194 гг.
    АВЕРС: IMP. CAES. C. PESC. NIGER AVG. — голова Песценния Нигера, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
    РЕВЕРС: SALVTI AVG. — Салюс (Здоровье) (или Монета) (RIC: Салюс или Эквитас (Справедливость, в драпировке, стоит во фронт, голова влево, держит весы в опущенной правой руке и рог изобилия — в левой.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА