MONETA (Советчица). Впервые это слово появляется в латинских текстах как титул или другое имя богини Юноны. Оно употреблялось по отношению к ней только при поклонении ей на Капитолийском холме, где в 344 г. до н. э. Монете или Юноне Монете был посвящен храм. Этот культ мог существовать и ранее, ибо одно из традиционных объяснений этого слова, которое римские авторы пытались произвести от moneo («предостерегать, советовать»), состояло в том, что богиня с.200 предупредила римлян о нападении галлов на крепость Капитолия в 390 г. до н. э. с помощью посвященных ей гусей. Сохранились и другие объяснения: что Юнона предупредила римлян о землетрясении или что во II в. до н. э.[1] она дала им добрый совет по поводу войны против Пирра. Ни одно из этих объяснений не является полностью удовлетворительным, а попытки связать это слово с финикийским machanath, которое, как предполагается, обозначало у карфагенян военный лагерь, или с греческим monas («единство, единица») еще менее заманчивы. Возможно, латинская Монета — это римская переделка имени какого-то италийского или этрусского божества, которое они отождествили со своей Юноной, но если это и так, то все другие свидетельства существования такой богини утрачены. Некоторые поздние греческие авторы использовали также слово Монета как эквивалент греческой Мнемозины (Памяти), матери Муз; но и это не помогает объяснить употребление данного слова применительно к Юноне в период римской республики. Во всяком случае ясно, что в республиканский период римский монетный двор был построен рядом с храмом Юноны Монеты на Капитолии, и говорили, что он находится ad Monetam, «у (Юноны) Монеты». Постепенно само это слово стало означать монетный двор, и это его обычное значение в поздней Римской империи. Монета стала также персонификацией Монетного Двора, существующей вполне независимо от Юноны Монеты, и встречается на римских императорских монетах с такими атрибутами, как весы и рог изобилия. Некоторые типы представляют ее с polos (головным убором) Юноны, со скипетром или с грудой монет или металла для чеканки под ногами. Изредка на монетах изображались три фигуры, которые можно идентифицировать как три Монеты, представляющие медную, серебряную и золотую чеканку. Данный тип похож на изображения Равенства. В правление Коммода встречается необъясненный монетный тип: на некоторых денариях, ассах и сестерциях изображена фигура Аполлона, опирающаяся на колонну, с легендой APOL. MONETAE. Не известно ни одного храма Аполлона, находившегося в то время поблизости от монетного двора в Риме (см. Монетные дворы); возможно, монеты должны были представлять какую-то известную статую Аполлона, стоявшую или только что установленную рядом с монетным двором (см. Аполлон).
Три интересных и необычных ссылки на Монету можно найти на монетах и медальоне, отчеканенных в совершенно разное время. На аверсе денария, выпущенного Гальбой во время гражданских войн, изображена ее голова (идентифицированная благодаря легенде MONETA); на реверсе — оборудование для чеканки и надпись SALVTARIS. Таким образом, Юнона Монета — спасительная или благодетельная богиня; и это может означать, что обеспечение чеканки очень помогло Гальбе в его мероприятиях. с.201 В 228 г. н. э. Александр Север выпустил дупондии с легендой RESTITVTOR MON и изображением императора в военной одежде. Если верно дополнение второго слова до
Постепенно слово moneta стало использоваться в дополнительных значениях. Уже во времена Калигулы мы находим колониальный выпуск Патр в Греции с легендой INDVLGENTIA AVG(usti) MONETA IMPETRATA, где это слово, по-видимому, означает «чеканка, право чеканки», а не «здание монетного двора»; таким образом, монета объявляет: «Милостью Августа получено право чеканки». В поэзии со времен Августа и далее слово moneta использовалось для метафорического обозначения монетного производства или даже самих монет, и в конечном итоге это словоупотребление перешло в прозу, так что во времена поздней империи данное слово приобрело его современное значение «деньги».
Сестерций Каракаллы, 194 г. н. э. Три фигуры на реверсе должно быть изображают три разных монетных двора для золотых, серебряных и бронзовых монет, но одна и та же форма легенды на реверсе, |