MONETA (Советчица). Впервые это слово появляется в латинских текстах как титул или другое имя богини Юноны. Оно употреблялось по отношению к ней только при поклонении ей на Капитолийском холме, где в 344 г. до н. э. Монете или Юноне Монете был посвящен храм. Этот культ мог существовать и ранее, ибо одно из традиционных объяснений этого слова, которое римские авторы пытались произвести от moneo («предостерегать, советовать»), состояло в том, что богиня с.200 предупредила римлян о нападении галлов на крепость Капитолия в 390 г. до н. э. с помощью посвященных ей гусей. Сохранились и другие объяснения: что Юнона предупредила римлян о землетрясении или что во II в. до н. э.[1] она дала им добрый совет по поводу войны против Пирра. Ни одно из этих объяснений не является полностью удовлетворительным, а попытки связать это слово с финикийским machanath, которое, как предполагается, обозначало у карфагенян военный лагерь, или с греческим monas («единство, единица») еще менее заманчивы. Возможно, латинская Монета — это римская переделка имени какого-то италийского или этрусского божества, которое они отождествили со своей Юноной, но если это и так, то все другие свидетельства существования такой богини утрачены. Некоторые поздние греческие авторы использовали также слово Монета как эквивалент греческой Мнемозины (Памяти), матери Муз; но и это не помогает объяснить употребление данного слова применительно к Юноне в период римской республики. Во всяком случае ясно, что в республиканский период римский монетный двор был построен рядом с храмом Юноны Монеты на Капитолии, и говорили, что он находится ad Monetam, «у (Юноны) Монеты». Постепенно само это слово стало означать монетный двор, и это его обычное значение в поздней Римской империи. Монета стала также персонификацией Монетного Двора, существующей вполне независимо от Юноны Монеты, и встречается на римских императорских монетах с такими атрибутами, как весы и рог изобилия. Некоторые типы представляют ее с polos (головным убором) Юноны, со скипетром или с грудой монет или металла для чеканки под ногами. Изредка на монетах изображались три фигуры, которые можно идентифицировать как три Монеты, представляющие медную, серебряную и золотую чеканку. Данный тип похож на изображения Равенства. В правление Коммода встречается необъясненный монетный тип: на некоторых денариях, ассах и сестерциях изображена фигура Аполлона, опирающаяся на колонну, с легендой APOL. MONETAE. Не известно ни одного храма Аполлона, находившегося в то время поблизости от монетного двора в Риме (см. Монетные дворы); возможно, монеты должны были представлять какую-то известную статую Аполлона, стоявшую или только что установленную рядом с монетным двором (см. Аполлон).
Три интересных и необычных ссылки на Монету можно найти на монетах и медальоне, отчеканенных в совершенно разное время. На аверсе денария, выпущенного Гальбой во время гражданских войн, изображена ее голова (идентифицированная благодаря легенде MONETA); на реверсе — оборудование для чеканки и надпись SALVTARIS. Таким образом, Юнона Монета — спасительная или благодетельная богиня; и это может означать, что обеспечение чеканки очень помогло Гальбе в его мероприятиях. с.201 В 228 г. н. э. Александр Север выпустил дупондии с легендой RESTITVTOR MON и изображением императора в военной одежде. Если верно дополнение второго слова до
Постепенно слово moneta стало использоваться в дополнительных значениях. Уже во времена Калигулы мы находим колониальный выпуск Патр в Греции с легендой INDVLGENTIA AVG(usti) MONETA IMPETRATA, где это слово, по-видимому, означает «чеканка, право чеканки», а не «здание монетного двора»; таким образом, монета объявляет: «Милостью Августа получено право чеканки». В поэзии со времен Августа и далее слово moneta использовалось для метафорического обозначения монетного производства или даже самих монет, и в конечном итоге это словоупотребление перешло в прозу, так что во времена поздней империи данное слово приобрело его современное значение «деньги».
![]() Сестерций Каракаллы, 194 г. н. э. Три фигуры на реверсе должно быть изображают три разных монетных двора для золотых, серебряных и бронзовых монет, но одна и та же форма легенды на реверсе, |