PIETAS (Благочестие). — На многих монетах римских семей и на значительном числе императорских медальонов в почти непрерывном ряду от Августа до Константина мы видим персонификацию Благочестия, — добродетели, которая, будучи возвышена римлянами до положения божества, имела храм, воздвигнутый в ее честь в девятом и одиннадцатом районах Рима. Это слово не только выражало у римлян почитание богов и благоговение перед ними, но и в более широком смысле применялось по отношению к любви и милосердию к родителям, детям, друзьям и соседям, к стране, правителю и солдатам.
Голова Благочестия украшена покрывалом или повязкой, и в этом виде ее можно встретить на денариях семьи Геренниев, а также на некоторых монетах императора Тиберия, хотя последнее изображение многие считают портретом дамы из императорской семьи, ибо в этот период правители еще не имели достаточно смелости и уверенности в себе, чтобы открыто помещать на монетах женские портреты или, как это бывало, обожествлять их. Обычно считается, что на данном изображении (под которым написано PIETAS) представлена Ливия Друзилла, мать Тиберия.
Благочестие преимущественно изображалось в виде набожной женщины с покрытой головой возле алтаря с горящим огнем, перед которым она иногда (как на монетах Адриана и Антонина) стоит, подняв обе руки в характерной молитвенной позе (как на монетах Антонина и Вера); в других случаях она изображена с патерой в правой руке и acerra (курильницей) — в левой; или, протянув правую руку, она бросает ладан в огонь, как можно увидеть на серебряных монетах Л. Элия и Фаустины с надписью PIETAS; таким образом явно выражены религиозные чувства и религиозное поклонение, подразумеваемые как легендой, так и типом. К этому следует добавить многие императорские медальоны с круговой легендой PIETAS AVGVSTI или AVGustorum; почитание богов является также предназначением тех монет, на реверсах которых изображены фасады прекрасных храмов (как у Антонина и Фаустины); другие монеты представляют понтификальные и авгурские сосуды, патеры, алтари, а также жертвы и орудия жертвоприношений, такие, как lituus (авгурский жезл), urceolus (кувшин), aspergillum (кропило), simpulum (ковш) и, на более крупных монетах, secespita (жертвенный нож) или топор — как у Коммода, Максима Цезаря, Гордиана Пия и др.
Когда римляне желали, чтобы Благочестие означало любовь и привязанность родителей к детям, или детей к родителям, или императоров и императриц к подданным, то его символизировала фигура аиста, пример чего можно встретить на денарии Кв. Метелла Пия. Символом сыновней любви являлась также фигура Энея, выносящего на плечах своего престарелого отца Анхиза, после взятия в плен и изгнания из Трои, — что можно увидеть не только на денариях семьи Геренниев, но и на монетах Помпея Великого с.627 и монетариев Юлия Цезаря. История благочестивых братьев (Pii Fratres) из Катании на Сицилии, согласившихся потерять все свое имущество ради спасения отца и матери во время разрушительного извержения Этны, также стала темой изображения на серебряной монете семьи Геренниев и денарии Секста Помпея. См. Amphinomous и Anapius. На другой монете семьи Помпеев с легендой PIETAS изображена женская фигура в столе, держащая в левой руке наклоненное копье, а в правой — лавровую ветвь. И, поскольку в обычае у римлян было включать в значение слов Pius и Pietas любовь к родителям, детям, стране, то и на императорских монетах Благочестие часто символизирует ту же взаимную привязанность, не только в образе матери, лелеящей детей на груди или покровительственно простирающей над ними руку, но и, как на золотой монете Антонина Пия, в виде женской фигуры, стоящей с тремя детьми, один из которых — на руках, а два других — по бокам; внизу подпись PIETATI AVG. COS. IIII. Не следует забывать и о мелких медных монетах, отчеканенных в честь Флавии Максимианы Теодоры, второй жены Констанция Хлора, на которых изображена стоящая женщина с младенцем (а на более редких монетах — с двумя младенцами) на груди, с надписью PIETAS ROMANA.
На монетах императорских серий отражены также покорность и благоговение сената перед правителем как всеобщим отцом или даже своего рода богом-покровителем. Прекрасной иллюстрацией этого является редкая крупная медная монета Гальбы, на которой императора, стоящего в военной одежде, коронует сенатор, с выразительной легендой SENATVS PIETATI AVGVSTI. (См. эти слова). Впоследствии такие же почести совершенно позорным образом был исторгнуты у сенаторского сословия во время террористического режима Коммода, который (на золотых и крупных медных монетах) хвалил их за привязанность к себе, PIETATI SENATVS — хотя в то же самое время опустошал ежедневными убийствами их устрашенные ряды. Если бы удалось найти эту легенду и сопровождающий ее тип (двое одетых в тоги мужчин, пожимающих друг другу руки) среди подлинных монет Антонина Пия, то можно было бы сказать, что они посвящены заслуженно, однако такие монеты не идентифицированы ни Эккелем, ни Мионне, ни Акерманом.
Согласие между двумя августами, Бальбином и Пупиеном (скорее пропагандируемое, чем реальное) символизирует их любимая эмблема — рукопожатие, а вокруг него надпись PIETAS MVTVA AVGG.
Есть нечто весьма специфичное в манере представления PIETAS AVGG., Благочестия императоров, в чеканке Траяна Деция: на экземпляре его крупной медной монеты мы видим Меркурия с crumena или кошельком в правой руке и кадуцеем в левой, окруженного вышеприведенной надписью. Эти же легенда и тип возобновлены на монетах Геренния и Гостилиана, сыновей и преемников вышеназванного императора. На них похож медальон М. Аврелия, на котором также изображен Меркурий, держащий в правой руке crumena (или кошелек), если только это не патера. Но легендой для этого типа является не Pietas, а RELIGio AVGusti; вероятно, этими словами император хотел научить римский народ, что служба богам и воздаяние им всех почестей позволит продвинуться вперед в деле исправления нации, сохранить мир с соседями и увеличить плодородие страны. См. RELIG. AVG.
Можно сказать несколько слов о PIETAS AVGVSTA, или Императорском Благочестии, в связи с монетами Матидии, на которых «Августейшее Благочестие» изображено в виде женщины, стоящей между двух детей, а также с редким медальоном Фаустины, жены Антонина Пия, на реверсе которого эта императрица сидит на возвышении, принимая от римских матрон их маленьких дочерей для того, чтобы великодушно обеспечить их и дать им образование, что проиллюстрировано также легендой PVELLAE FAVSTINIANAE.
На монете семьи Антониев Благочестие представлено стоящим с горящим алтарем в правой руке и рогом изобилия в левой. На монете Траяна она изображена с кадуцеем в одной руке и рогом изобилия в другой, а на монетах Константина Великого Благочестие представлено в образе солдата, держащего в правой руке земной шар с обычной монограммой Христа, а в левой — копье, с круговой легендой PIETAS AETERNA.