Стивенсон. Словарь римских монет

PIE­TAS (Бла­го­че­стие). — На мно­гих моне­тах рим­ских семей и на зна­чи­тель­ном чис­ле импе­ра­тор­ских меда­льо­нов в почти непре­рыв­ном ряду от Авгу­ста до Кон­стан­ти­на мы видим пер­со­ни­фи­ка­цию Бла­го­че­стия, — доб­ро­де­те­ли, кото­рая, будучи воз­вы­ше­на рим­ля­на­ми до поло­же­ния боже­ства, име­ла храм, воз­двиг­ну­тый в ее честь в девя­том и один­на­дца­том рай­о­нах Рима. Это сло­во не толь­ко выра­жа­ло у рим­лян почи­та­ние богов и бла­го­го­ве­ние перед ними, но и в более широ­ком смыс­ле при­ме­ня­лось по отно­ше­нию к люб­ви и мило­сер­дию к роди­те­лям, детям, дру­зьям и соседям, к стране, пра­ви­те­лю и сол­да­там.

Голо­ва Бла­го­че­стия укра­ше­на покры­ва­лом или повяз­кой, и в этом виде ее мож­но встре­тить на дена­ри­ях семьи Герен­ни­ев, а так­же на неко­то­рых моне­тах импе­ра­то­ра Тибе­рия, хотя послед­нее изо­бра­же­ние мно­гие счи­та­ют порт­ре­том дамы из импе­ра­тор­ской семьи, ибо в этот пери­од пра­ви­те­ли еще не име­ли доста­точ­но сме­ло­сти и уве­рен­но­сти в себе, чтобы откры­то поме­щать на моне­тах жен­ские порт­ре­ты или, как это быва­ло, обо­жествлять их. Обыч­но счи­та­ет­ся, что на дан­ном изо­бра­же­нии (под кото­рым напи­са­но PIE­TAS) пред­став­ле­на Ливия Дру­зил­ла, мать Тибе­рия.

Бла­го­че­стие пре­иму­ще­ст­вен­но изо­бра­жа­лось в виде набож­ной жен­щи­ны с покры­той голо­вой воз­ле алта­ря с горя­щим огнем, перед кото­рым она ино­гда (как на моне­тах Адри­а­на и Анто­ни­на) сто­ит, под­няв обе руки в харак­тер­ной молит­вен­ной позе (как на моне­тах Анто­ни­на и Вера); в дру­гих слу­ча­ях она изо­бра­же­на с пате­рой в пра­вой руке и acer­ra (куриль­ни­цей) — в левой; или, протя­нув пра­вую руку, она бро­са­ет ладан в огонь, как мож­но увидеть на сереб­ря­ных моне­тах Л. Элия и Фау­сти­ны с над­пи­сью PIE­TAS; таким обра­зом явно выра­же­ны рели­ги­оз­ные чув­ства и рели­ги­оз­ное покло­не­ние, под­ра­зу­ме­вае­мые как леген­дой, так и типом. К это­му сле­ду­ет доба­вить мно­гие импе­ра­тор­ские меда­льо­ны с кру­го­вой леген­дой PIE­TAS AVGVSTI или AVGus­to­rum; почи­та­ние богов явля­ет­ся так­же пред­на­зна­че­ни­ем тех монет, на ревер­сах кото­рых изо­бра­же­ны фаса­ды пре­крас­ных хра­мов (как у Анто­ни­на и Фау­сти­ны); дру­гие моне­ты пред­став­ля­ют пон­ти­фи­каль­ные и авгур­ские сосуды, пате­ры, алта­ри, а так­же жерт­вы и орудия жерт­во­при­но­ше­ний, такие, как li­tuus (авгур­ский жезл), ur­ceo­lus (кув­шин), as­per­gil­lum (кро­пи­ло), sim­pu­lum (ковш) и, на более круп­ных моне­тах, se­ces­pi­ta (жерт­вен­ный нож) или топор — как у Ком­мо­да, Мак­си­ма Цеза­ря, Гор­ди­а­на Пия и др.

Когда рим­ляне жела­ли, чтобы Бла­го­че­стие озна­ча­ло любовь и при­вя­зан­ность роди­те­лей к детям, или детей к роди­те­лям, или импе­ра­то­ров и импе­ра­триц к под­дан­ным, то его сим­во­ли­зи­ро­ва­ла фигу­ра аиста, при­мер чего мож­но встре­тить на дена­рии Кв. Метел­ла Пия. Сим­во­лом сынов­ней люб­ви явля­лась так­же фигу­ра Энея, выно­ся­ще­го на пле­чах сво­его пре­ста­ре­ло­го отца Анхи­за, после взя­тия в плен и изгна­ния из Трои, — что мож­но увидеть не толь­ко на дена­ри­ях семьи Герен­ни­ев, но и на моне­тах Пом­пея Вели­ко­го с.627 и моне­та­ри­ев Юлия Цеза­ря. Исто­рия бла­го­че­сти­вых бра­тьев (Pii Frat­res) из Ката­нии на Сици­лии, согла­сив­ших­ся поте­рять все свое иму­ще­ство ради спа­се­ния отца и мате­ри во вре­мя раз­ру­ши­тель­но­го извер­же­ния Этны, так­же ста­ла темой изо­бра­же­ния на сереб­ря­ной моне­те семьи Герен­ни­ев и дена­рии Секс­та Пом­пея. См. Am­phi­no­mous и Ana­pius. На дру­гой моне­те семьи Пом­пе­ев с леген­дой PIE­TAS изо­бра­же­на жен­ская фигу­ра в сто­ле, дер­жа­щая в левой руке накло­нен­ное копье, а в пра­вой — лав­ро­вую ветвь. И, посколь­ку в обы­чае у рим­лян было вклю­чать в зна­че­ние слов Pius и Pie­tas любовь к роди­те­лям, детям, стране, то и на импе­ра­тор­ских моне­тах Бла­го­че­стие часто сим­во­ли­зи­ру­ет ту же вза­им­ную при­вя­зан­ность, не толь­ко в обра­зе мате­ри, леле­я­щей детей на груди или покро­ви­тель­ст­вен­но про­сти­раю­щей над ними руку, но и, как на золо­той моне­те Анто­ни­на Пия, в виде жен­ской фигу­ры, сто­я­щей с тре­мя детьми, один из кото­рых — на руках, а два дру­гих — по бокам; вни­зу под­пись PIE­TA­TI AVG. COS. IIII. Не сле­ду­ет забы­вать и о мел­ких мед­ных моне­тах, отче­ка­нен­ных в честь Фла­вии Мак­си­ми­а­ны Тео­до­ры, вто­рой жены Кон­стан­ция Хло­ра, на кото­рых изо­бра­же­на сто­я­щая жен­щи­на с мла­ден­цем (а на более ред­ких моне­тах — с дву­мя мла­ден­ца­ми) на груди, с над­пи­сью PIE­TAS RO­MA­NA.

На моне­тах импе­ра­тор­ских серий отра­же­ны так­же покор­ность и бла­го­го­ве­ние сена­та перед пра­ви­те­лем как все­об­щим отцом или даже сво­его рода богом-покро­ви­те­лем. Пре­крас­ной иллю­ст­ра­ци­ей это­го явля­ет­ся ред­кая круп­ная мед­ная моне­та Галь­бы, на кото­рой импе­ра­то­ра, сто­я­ще­го в воен­ной одеж­де, коро­ну­ет сена­тор, с выра­зи­тель­ной леген­дой SE­NATVS PIE­TA­TI AVGVSTI. (См. эти сло­ва). Впо­след­ст­вии такие же поче­сти совер­шен­но позор­ным обра­зом был исторг­ну­ты у сена­тор­ско­го сосло­вия во вре­мя терро­ри­сти­че­ско­го режи­ма Ком­мо­да, кото­рый (на золотых и круп­ных мед­ных моне­тах) хва­лил их за при­вя­зан­ность к себе, PIE­TA­TI SE­NATVS — хотя в то же самое вре­мя опу­сто­шал еже­днев­ны­ми убий­ства­ми их устра­шен­ные ряды. Если бы уда­лось най­ти эту леген­ду и сопро­вож­даю­щий ее тип (двое оде­тых в тоги муж­чин, пожи­маю­щих друг дру­гу руки) сре­ди под­лин­ных монет Анто­ни­на Пия, то мож­но было бы ска­зать, что они посвя­ще­ны заслу­жен­но, одна­ко такие моне­ты не иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны ни Экке­лем, ни Мионне, ни Акер­ма­ном.

Согла­сие меж­ду дву­мя авгу­ста­ми, Баль­би­ном и Пупи­е­ном (ско­рее про­па­ган­ди­ру­е­мое, чем реаль­ное) сим­во­ли­зи­ру­ет их люби­мая эмбле­ма — руко­по­жа­тие, а вокруг него над­пись PIE­TAS MVTVA AVGG.

Есть нечто весь­ма спе­ци­фич­ное в мане­ре пред­став­ле­ния PIE­TAS AVGG., Бла­го­че­стия импе­ра­то­ров, в чекан­ке Тра­я­на Деция: на экзем­пля­ре его круп­ной мед­ной моне­ты мы видим Мер­ку­рия с cru­me­na или кошель­ком в пра­вой руке и каду­це­ем в левой, окру­жен­но­го выше­при­веден­ной над­пи­сью. Эти же леген­да и тип воз­об­нов­ле­ны на моне­тах Герен­ния и Гости­ли­а­на, сыно­вей и пре­ем­ни­ков выше­на­зван­но­го импе­ра­то­ра. На них похож меда­льон М. Авре­лия, на кото­ром так­же изо­бра­жен Мер­ку­рий, дер­жа­щий в пра­вой руке cru­me­na (или коше­лек), если толь­ко это не пате­ра. Но леген­дой для это­го типа явля­ет­ся не Pie­tas, а RE­LIGio AVGus­ti; веро­ят­но, эти­ми сло­ва­ми импе­ра­тор хотел научить рим­ский народ, что служ­ба богам и возда­я­ние им всех поче­стей поз­во­лит про­дви­нуть­ся впе­ред в деле исправ­ле­ния нации, сохра­нить мир с соседя­ми и уве­ли­чить пло­до­ро­дие стра­ны. См. RE­LIG. AVG.

Мож­но ска­зать несколь­ко слов о PIE­TAS AVGVSTA, или Импе­ра­тор­ском Бла­го­че­стии, в свя­зи с моне­та­ми Мати­дии, на кото­рых «Авгу­стей­шее Бла­го­че­стие» изо­бра­же­но в виде жен­щи­ны, сто­я­щей меж­ду двух детей, а так­же с ред­ким меда­льо­ном Фау­сти­ны, жены Анто­ни­на Пия, на ревер­се кото­ро­го эта импе­ра­три­ца сидит на воз­вы­ше­нии, при­ни­мая от рим­ских мат­рон их малень­ких доче­рей для того, чтобы вели­ко­душ­но обес­пе­чить их и дать им обра­зо­ва­ние, что про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­но так­же леген­дой PVEL­LAE FAVSTI­NIA­NAE.

На моне­те семьи Анто­ни­ев Бла­го­че­стие пред­став­ле­но сто­я­щим с горя­щим алта­рем в пра­вой руке и рогом изоби­лия в левой. На моне­те Тра­я­на она изо­бра­же­на с каду­це­ем в одной руке и рогом изоби­лия в дру­гой, а на моне­тах Кон­стан­ти­на Вели­ко­го Бла­го­че­стие пред­став­ле­но в обра­зе сол­да­та, дер­жа­ще­го в пра­вой руке зем­ной шар с обыч­ной моно­грам­мой Хри­ста, а в левой — копье, с кру­го­вой леген­дой PIE­TAS AETER­NA.

См. также:
PIETAS (Джонс. Словарь античных римских монет)
© 1964 г. Текст: Seth William Stevenson. A DICTIONARY OF ROMAN COINS, REPUBLICAN AND IMPERIAL, London, B. A. Seaby LTD, 1964, с. 626—627.
© 2007 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ВЕЧНОСТЬ, ЭТЕРНИТАС • OPS • G. P. R. • PATIENTIA •
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 159—160 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXIII — обнаженная голова Антонина Пия вправо.
РЕВЕРС: PIETATI AVG. COS. IIII — Благочестие (Pietas), в драпировке, стоит влево, держит земной шар в правой руке и ребенка — на левой; по обе стороны от нее стоят дети, смотрят на нее вверх и протягивают правые руки.
2. Аурей, золото
Антонин Пий
Рим, 159—160 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PIETATI AVG. COS. IIII — Благочестие (Pietas), в драпировке, стоит влево, держит земной шар в правой руке и ребенка — на левой; по обе стороны от нее стоят дети, смотрят на нее вверх и протягивают правые руки.
3. Квинарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 48—47 гг. до н.э.
АВЕРС: Женская голова вправо, под покрывалом. Сзади чаша (culullus) и (=52) вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Трофей с круглым щитом и мечом, драпирован, увенчан рогатым шлемом; слева венок, справа священный щит, внизу CAE SAR. Кайма из точек.
4. Дупондий, медь
Тит
Рим, 80—81 гг.
АВЕРС: PIETAS — бюст Ливии (?), в образе Благочестия (Pietas), в драпировке, с покрытой головой, в стефане, вправо.
РЕВЕРС: IMP. T. CAES. DIVI VESP. F. AVG. RESTIT.
В центре, большими буквами: S. C.
5. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. P. M. TR. P. COS. III — бюст Адриана в лавровом венке, с драпировкой на правом плече, вправо.
РЕВЕРС: PIETAS AVGVSTI — Благочестие (Pietas) с покрытой головой стоит вправо, протягивает правую руку и держит небольшую вазу с фимиамом в левой руке; у ее ног — горящий алтарь.
В обрезе: S. C.
6. Аурей, золото
Луций Вер
Рим, 164—169 гг.
АВЕРС: LVCILLAE AVG. ANTONINI AVG. F. — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: PIETAS — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, стоит во фронт, голова влево, протягивает правую руку над горящим алтарем слева и держит коробочку с благоуханиями в левой руке.
7. Сестерций, медь
Луций Вер
Рим, 164—166 гг.
АВЕРС: LVCILLAE AVG. ANTONINI AVG. F. — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: PIETAS — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, стоит во фронт, голова влево, протягивает правую руку над горящим алтарем слева и держит коробочку с благоуханиями в левой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Аурей, золото
Адриан
Рим, 137 г.
АВЕРС: L. AELIVS CAESAR — обнаженная голова Элия Цезаря влево.
РЕВЕРС: TRIB. POT. COS. II — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, стоит вправо, подсыпает фимиам из правой руки над горящим алтарем справа и держит сосуд с фимиамом в левой руке.
В левом и правом полях: PIETAS
9. Денарий, серебро
Луций Вер
Рим, 164—169 гг.
АВЕРС: LVCILLAE AVG. ANTONINI AVG. F. — драпированный бюст Луциллы вправо, голова обнажена; волнистые волосы закреплены внизу на затылке в шиньон.
РЕВЕРС: PIETAS — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, стоит во фронт, голова влево, протягивает правую руку над горящим алтарем слева и держит коробочку с благоуханиями в левой руке.
10. Денарий, серебро
Антонин Пий
Рим, 160—161 гг.
АВЕРС: ANTONINVS AVG. PIVS P. P. TR. P. XXIIII — голова Антонина Пия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PIETATI AVG. COS. IIII — Благочестие (Pietas), в драпировке, стоит влево, держит по ребенку на каждой руке; по обе стороны от нее стоят дети, смотрят на нее вверх и протягивают правые руки.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА