PIETAS (Благочестие). По мнению римлян, Pietas являлась персонификацией благочестия в более широком смысле, чем в современном английском языке, который включал обязанности не только перед богами, но и перед государством и семьей. Примером последнего значения может служить агномен Пий, взятый в I в. до н. э. Кв. Цецилием Метеллом в качестве напоминания об усилиях, приложенных им для возвращения его отца из изгнания. Позднее такой же агномен принял Секст Помпей, младший сын Помпея, после битвы при Мунде. Обет построить храм Благочестия в Риме был принесен в 191 г. до н. э.; строительство было закончено через 10 лет. На римских монетах Благочестие (в виде женской головы в диадеме) впервые появляется около 108 г. до н. э. на денарии М. Геренния. Изображение на реверсе монеты — один из катанских братьев, несущий на плечах отца, — также иллюстрирует эту идею. Эти типы должны относиться к какому-то более раннему эпизоду из истории семьи монетного магистрата. Позднее, в 81 г. до н. э., во время службы у Суллы в Испании, вышеупомянутый Метелл Пий избрал для аверса своих монет такую же голову Благочестия и аиста, символ семейного благочестия, изредка сопровождающий богиню. Секст Помпей и Октавиан после смерти Цезаря также использовали Благочестие как монетный тип. В 41 г. до н. э. самая необычная группа монет Марка Антония представила изображения сначала Судьбы (или Благочестия с атрибутами Судьбы), а затем и самого Благочестия с такими атрибутами, как кадило (turibulum) и рог изобилия, в сопровождении одного или двух аистов, с легендой PIETAS COS. По-видимому, это игра слов, так как консулом этого года был Л. Антоний, с.244 брат Марка Антония, добавивший к своему имени когномен Pietas в знак предполагаемой поддержки своего брата.
В 22—
Время от времени Благочестие вновь встречается на римских императорских монетах, пропагандируя благочестие членов императорской семьи по отношению друг к другу (в частности, некоторые типы Благочестия изображают императриц с детьми, наподобие Плодородия (Fecunditas), но см. также Puellae Faustinianae). Конечно, эта тема вполне естественна для чеканки Антонина Пия, чей когномен, по-видимому, был принят в результате его действий по обожествлению своего предшественника Адриана, несмотря на то, что Сенат сначала не желал предоставлять Адриану эту честь.
Атрибутами Благочестия являются рог изобилия, скипетр, патера, курильница и цветок. В некоторых сценах оно представлено в виде женщины, стоящей сбоку от алтаря, прикасаясь к молодой лани. Ее значение, в отличие от значения аиста (см. выше), неизвестно.
Эта легенда не только дополняет изображение самого Благочестия, но и появляется на некоторых римских императорских монетах, иллюстрируя самые разнообразные типы. Храм, алтарь и орудия жертвоприношения не требуют пояснений. Когда на монетах изображен сам император, один или с другими членами императорской семьи, значение также ясно. Типы Pietas Senatus и Pietas Militum, выпущенные Коммодом и Александром Севером, по-видимому, являются вариантами темы Согласия.
Заслуживают упоминания два любопытных типа Благочестия. Первый, встречающийся на золотых с.245 и биллоновых медальонах Галлиена и Салонины, изображает козу, выкармливающую ребенка (тип, напоминающий о младенце Зевсе, выкормленном Амалфеей), в то время, когда еще один ребенок сидит между передних ног козы. Перед козой находится орел, а на месте надписи изображена молния. Если только объяснение этого типа не связано с императорской семьей (подобно обычному типу PIETAS AVGG, отчеканенному для Салонины и изображающему Благочестие с детьми) и божественностью ее отпрысков, то оно может относиться к каким-то мероприятиям по воспитанию сирот или к некой алиментарной программе, которые время от времени осуществлялись от имени императоров или императриц. Более вероятна, однако, ссылка на императорского ребенка, особенно принимая во внимание сестерций, приписываемый Валериану II, юному сыну Галлиена и Салонины. В этом случае легенда на аверсе PIETAS SAECVLI, «Благочестие века», и тип реверса с Амалфеей и младенцем Юпитером, с легендой IOVI EXORIENTI, «Восходящему Юпитеру», определенно указывают на юного принца. О легенде PIETAS FALERI см. Virtus.
Наконец, существует короткая серия монет от Геренния Этруска до Квиета, к которой можно добавить один британский выпуск Караузия, где изображен Меркурий с его обычными атрибутами — кошельком и кадуцеем, — в сопровождении легенды