PROVIDENTIA (Провидение). — Римляне, со всеми их пороками, безрассудствами и грубыми суевериями (более того — несмотря на них), все же, по-видимому, хранили веру в постоянное и прямое вмешательство богов в человеческие дела. Среди многих свидетельств, подтверждающих это религиозное чувство или, по меньшей мере, его публичное проявление со стороны как правителя, так и народа, нет более заметных, чем те, что можно увидеть на императорских монетах; ибо следует отметить, что до замены республиканской формы правления на монархическую это аллегорическое божество, имя которого происходит от providere (предвидеть), не встречается ни в металле, ни в мраморе. По-видимому, впервые имя Провидения появляется на уникальной мелкой медной монете, с одной стороны которой изображена голова, окруженная лучами и надписью DIVOS IVLIVS CAESAR, а с другой — огонь на алтаре и PROVID. S. C. С начала правления Августа и далее стали очень часто использоваться слова «провидение» и «провидение богов», а сопровождающие их символы сильно умножились, так что Антоний Августин во втором «Диалоге» приводит двадцать различных типов с реверсов императорских монет, ибо низкопоклонство скоро дошло до того, чтобы наделять правителей всеми атрибутами божества. Однако Провидение (PROVIDENTIA DEORVM) чаще всего изображено в виде женщины, одетой в платье матроны, держащей в левой руке рог изобилия или hasta pura, а в правой — короткий жезл, которым она прикасается к земному шару или указывает на него. Иногда она держит этот земной шар в правой руке, на других монетах он лежит у ее ног. Этот тип должен был подчеркнуть власть и мудрость императора, правившего римским миром. На крупной медной монете Александра Севера с надписью PROVIDENTIA AVG. с.660 женщина опирается правой рукой на якорь и держит два колоса над алтарем. На медной монете Нумериана Провидение императора держит в правой руке рог изобилия. Другие типы, характерные для определенных императоров и событий, описаны ниже.