Персонификации. Практика представления отвлеченных понятий в образе человека была хорошо развита в греческом искусстве и время от времени встречается также в римском искусстве республиканского периода. В Римской Империи эта практика приобрела особую важность в официальном искусстве, которое использовало или создавало множество персонификаций для целей пропаганды. Некоторые персонификации были географическими, как речной бог, дорога (например, Via Traiana) или город (представленный богиней города или его Тихе/Фортуной). Они здесь не рассматриваются.
Различие между персонификациями и божествами в представлении римлян таково, что часто его невозможно установить или бессмысленно искать. Ко многим персонификациям, которые мы можем считать не более чем совершенно абстрактными идеями, римляне относились как к божествам, учреждали их культы и возводили храмы в их честь.
Вслед за греками римляне представляли большинство персонификаций в образах мужских или женских фигур (пол фигуры определялся грамматическим родом ее имени). Различные персонификации характеризовались различными атрибутами или принадлежностями; когда приписанные атрибуты кажутся необычными, то это может быть результатом ошибки создателя фигуры, либо подразумевать новый смысл.
Иногда, особенно на монетах, абстрактные идеи представлены не отдельными фигурами, а характерными сценами. Например, Liberalitas (Щедрость) может быть изображена в виде одной фигуры, или эта идея может выражаться сценой щедрости. Или Claritas, «Блеск» императора обозначается фигурой Солнца, или Вечность или Благотворительность — в целом соответствующими изображениями.
Не считая Авроры (которую следует рассматривать скорее как божество, чем как персонификацию), на римских республиканских монетах встречаются тринадцать персонифицированных фигур. Это Bonus Eventus (Счастливый Исход), Felicitas (Счастье), Fides (Верность), Fortuna (Судьба), Honos (Честь), Libertas (Свобода) (самая распространенная персонификация после Победы), Nemesis (Возмездие), Pax (Мир), Pietas (Благочестие), Salus/Valetudo (Здоровье), Victoria (Победа) и Virtus (Доблесть).
Перечень персонификаций на римских императорских монетах длиннее, даже если исключить Гения и географические типы. В известной степени их можно рассматривать как пропаганду — под именами Добродетелей и Благодеяний — добродетелей императора и принесенных им благодеяний. В те или иные периоды на монетах встречаются следующие с.242 персонификации: Aequitas (Равенство), Aeternitas (Вечность), Annona (Урожай), Bonus Eventus (Счастливый исход), Caritas (Почет), Clementia (Милосердие), Concordia (Согласие), Constantia (Постоянство), Fecunditas (Плодородие), Felicitas (Счастье), Fides (Верность), Fortuna (Судьба), Hilaritas (Веселье), Honos (Честь), Indulgentia (Великодушие), Iustitia (Справедливость), Iuventas (Юность), Laetitia (Радость), Liberalitas (Щедрость), Libertas (Свобода), Mens Laudanda (Похвальный Ум), Moneta (Монетный Двор), Munificentia (Благотворительность), Nobilitas (Знатность), Ops (Изобилие), Pax (Мир), Perpetuitas (Непрерывность), Pietas (Благочестие), Providentia (Провидение), Pudicitia (Стыдливость), Quies или Requies (Покой), Saeculum (Век), Salus (Здоровье), Securitas (Безопасность), Spes (Надежда), Tranquillitas (Спокойствие), Tutela (Опека), Uberitas (Урожайность), Utilitas Publica (Общественное Благо), Victoria (Победа) и Virtus (Доблесть).
|
||
1.
Сестерций, орихалк Адриан Рим, 134—138 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке влево. РЕВЕРС: DACIA — Дакия, в тунике и плаще, сидит на скале влево, скрестив ноги и поставив правую ногу на шар, держит аквилу в правой руке и кривой меч — в левой. В поле, слева и справа: S. C. |