Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АКА́НТ

Acan­thus, Ἄκαν­θος, рас­те­ние (мед­ве­жья лапа), очень люби­мое у древ­них за его кра­соту. На юге оно рас­тет дико, но раз­во­дит­ся и в садах (Verg. G. 4, 123), осо­бен­но как бор­дюр­ное рас­те­ние. Один вид его цве­тет белы­ми цве­та­ми, дру­гие крас­но­ва­ты­ми и жел­то­ва­ты­ми (отсюда cro­ceus, Verg. A. 1, 649, ru­ti­lus, Calp. idyll. 4, 68); на кра­си­во изо­гну­тых стеб­лях сидят боль­шие, иззуб­рен­ные в виде пере­д­ней мед­ве­жьей лапы, тем­ные, лос­ня­щи­е­ся листья. Их гиб­кие, мяг­кие фор­мы (mol­lis Verg. E. 3, 45, fle­xi vi­men acan­thi, G. 4, 123, ὑγρός, Theocr. 1, 55) были осо­бен­но при­год­ны для вос­про­из­веде­ния в вышив­ках (Verg. A. 1, 649) и в рельеф­ной резь­бе на куб­ках и кан­де­ляб­рах; поль­зо­ва­лась эти­ми фор­ма­ми и архи­тек­ту­ра, где два ряда акан­фо­вых листьев укра­ша­ют капи­тель коринф­ской колон­ны. См. Co­lum­na. Ср. Vitr. 4, I.

См. также:
АКАНТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 4.
См. по теме: ЭМПОСИЯ • ЭФОДИОН, ПРОГОННЫЕ ДЕНЬГИ • ДАМОСИЯ • ПРОЦЕССЫ ПО ДОГОВОРУ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Коринфская капитель храма Зевса в Афинах.
II в. до н. э. — II в. н. э.
Афины, Храм Зевса Олимпийского (Олимпейон).
2. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Ювелирные изделия из Мадита: пара серег с дисками и подвесками в виде лодок.
Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель: отправление Ипполита и его друзей на охоту и его встреча с кормилицей Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Тихе.
Мрамор.
II в. н.э.
Стамбул, Археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Сидящая статуя Зевса из Солунта.
Известняк, мрамор.
II—I вв. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь ларов Августа. Апофеоз Энея или Юлия Цезаря?
Мрамор. 12—2 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
7. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Ювелирные изделия из Мадита: диадема в форме фронтона.
Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Ювелирные изделия из Мадита: пара серег с дисками и подвесками в виде лодок.
Золото.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Постамент колонны Антонина Пия, вид в одну четверть.
Белый италийский мрамор.
161 г.
Рим, Ватиканские музеи, Двор доспехов.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Коринфская капитель, деталь памятника Лисикрата.
Мрамор.
IV в. до н. э.
Афины, Памятник Лисикрата.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА