Словарь античности

ДЕМЕТРА (греч. De­me­ter — корень «мать»), гре­че­ская боги­ня зем­леде­лия и пло­до­ро­дия (рим­ская Цере­ра — Ce­res), дочь Кро­но­са и Реи, мать Пер­се­фо­ны и (от Иаси­о­на) Плу­то­са. После похи­ще­ния сво­ей доче­ри богом под­зем­но­го мира Аидом избе­га­ла обще­ства богов. В поис­ках доче­ри, блуж­дая из стра­ны в стра­ну, при­бы­ла в Элев­син в Атти­ке к царю Келею, жена кото­ро­го Мета­ни­ра узна­ла боги­ню. До воз­вра­ще­ния Пер­се­фо­ны на поверх­ность зем­ли Демет­ра пре­кра­ти­ла на зем­ле раз­ви­тие рас­те­ний. Осно­ва­ла в Элев­сине свой культ (мисте­рии). Через Трип­то­ле­ма Демет­ра научи­ла людей зем­леде­лию. В месяц посе­вов гре­ки празд­но­ва­ли в ее честь Фесмофо­рии. К обра­зу Демет­ры неод­но­крат­но воз­вра­ща­лись худож­ни­ки и писа­те­ли (элев­син­ский свя­щен­ный рельеф Демет­ра Книд­ская, гоме­ров­ский гимн Демет­ре, гимн Демет­ре Кал­ли­ма­ха, «Фалис­ки» Фео­кри­та, шут­ка Г. Сак­са, «Элев­син­ские празд­не­ства» Ф. Шил­ле­ра).

См. также:
ДЕМЕТРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДЕМЕТРА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭХЕМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Триптолем и Деметра.
Сардоникс.
I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Деметра (Церера) Лудовизи.
Крупнозернистый мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V—IV вв. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с аллегорией плодородия.
Серебро, позолота.
2-я пол. I в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Камея «Клавдий и Мессалина на колеснице».
Сардоникс. Рим, середина I в. н. э.
Оправа работы Джосии Белле, XVII в.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Деметра (Церера) Лудовизи.
Крупнозернистый мрамор.
Римская копия II в. н. э. греческого оригинала V—IV вв. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).
Мрамор.
200—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценой похищения Персефоны Аидом.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Вотивный рельеф с Деметрой и Персефоной.
Мрамор.
V в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. D. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. M. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
4. Статер, золото
Лампсак, 360 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметры под покрывалом влево, на ней венок из цветков лотоса, серьга с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: Передняя часть крылатого коня вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА