Словарь античности

ДЕМЕТРА (греч. De­me­ter — корень «мать»), гре­че­ская боги­ня зем­леде­лия и пло­до­ро­дия (рим­ская Цере­ра — Ce­res), дочь Кро­но­са и Реи, мать Пер­се­фо­ны и (от Иаси­о­на) Плу­то­са. После похи­ще­ния сво­ей доче­ри богом под­зем­но­го мира Аидом избе­га­ла обще­ства богов. В поис­ках доче­ри, блуж­дая из стра­ны в стра­ну, при­бы­ла в Элев­син в Атти­ке к царю Келею, жена кото­ро­го Мета­ни­ра узна­ла боги­ню. До воз­вра­ще­ния Пер­се­фо­ны на поверх­ность зем­ли Демет­ра пре­кра­ти­ла на зем­ле раз­ви­тие рас­те­ний. Осно­ва­ла в Элев­сине свой культ (мисте­рии). Через Трип­то­ле­ма Демет­ра научи­ла людей зем­леде­лию. В месяц посе­вов гре­ки празд­но­ва­ли в ее честь Фесмофо­рии. К обра­зу Демет­ры неод­но­крат­но воз­вра­ща­лись худож­ни­ки и писа­те­ли (элев­син­ский свя­щен­ный рельеф Демет­ра Книд­ская, гоме­ров­ский гимн Демет­ре, гимн Демет­ре Кал­ли­ма­ха, «Фалис­ки» Фео­кри­та, шут­ка Г. Сак­са, «Элев­син­ские празд­не­ства» Ф. Шил­ле­ра).

См. также:
ДЕМЕТРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ДЕМЕТРА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОР • ЭЙДОТЕЯ, ЭЙДОФЕЯ • ЭЛАТ, ЕЛАТ • ЭЛИЦИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Деметры.
Мрамор. Римская копия греческой работы ок. 420 г. до н. э. (школа Фидия).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 6.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Исида-Фортуна-Деметра.
Фреска из Помпей (IX. 7. 21).
45—79 гг.
CIL IV 3832.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXV.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Аид бросает семена во вспаханную Деметрой землю.
Амфора краснофигурная.
430—420 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аллегория.
Нидерландский мастер XVI в.
Дерево, масло. 70 × 102,5 см.
Москва, Коллекция Л. И. Толстой.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Деметра, Триптолем, Персефона.
Мрамор. 440—430 до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Женский портрет.
Мрамор.
Конец II — начало I в. до н. э.
Переработка в портрет Ливии после 42 г. н. э.
Салоники, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с квадригой. Т. н. малая метопа из храма X в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
8. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Рельеф с тремя божествами. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Элевсинские обряды.
Глиняная доска.
IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Ливии.
Мрамор. Нач. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гай Вибий Панса
Рим, 90 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, сзади PANSA, впереди контрольная метка. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Церера (Деметра) в диадеме и длинной двойной тунике идет вправо, держит в каждой вытянутой руке по горящему факелу; перед ней свинья2; сзади C VIBIVS C F вниз. Кайма из точек.
2. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. D. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
3. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Африка*, 46 г. до н.э.
АВЕРС: COS. TERT. DICT. ITER. — голова Цереры в венке из колосьев вправо; ее волосы забраны назад и спадают на шею. Кайма из точек.
РЕВЕРС: AVGVR. PONT. MAX. M. — чаша (culullus), кропило (aspergillum), кувшин (capis) и авгурский жезл (lituus). Кайма из точек.
4. Статер, золото
Лампсак, 360 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Деметры под покрывалом влево, на ней венок из цветков лотоса, серьга с подвеской и жемчужное ожерелье.
РЕВЕРС: Передняя часть крылатого коня вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА