Словарь античности

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ. Про­цесс одо­маш­ни­ва­ния живот­ных пред­став­лял собой зна­чи­тель­ный шаг в раз­ви­тии пер­во­быт­но­го обще­ства, посколь­ку при­ру­че­ние диких живот­ных и тогда же начав­ше­е­ся раз­веде­ние куль­тур­ных рас­те­ний при­ве­ли к осед­ло­му обра­зу жиз­ни. Из при­бли­зи­тель­но 6000 видов мле­ко­пи­таю­щих чело­век научил­ся исполь­зо­вать для сво­их целей толь­ко око­ло 20, кро­ме того, он одо­маш­нил неко­то­рые виды птиц, а так­же научил­ся исполь­зо­вать неко­то­рых насе­ко­мых. Рай­он Сре­ди­зем­но­мо­рья не был аре­а­лом рас­про­стра­не­ния диких форм домаш­них живот­ных, кото­рые тогда нашли при­ме­не­ние. Домаш­ние живот­ные появи­лись у гре­ков и рим­лян пре­иму­ще­ст­вен­но бла­го­да­ря кон­так­там с дру­ги­ми наро­да­ми. Антич­ные наро­ды обыч­но раз­во­ди­ли круп­ных и мел­ких домаш­них живот­ных, чтобы исполь­зо­вать их физи­че­ские (тяг­ло­вая сила) и пси­хи­че­ские (бди­тель­ность) свой­ства, а так­же в целях полу­че­ния от живот­ных про­дук­тов пита­ния (мясо, жир, моло­ко, яйца и пр.) и сырья (шерсть, кожа, рога). Пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние в воен­ном деле име­ло коне­вод­ство. В живот­но­вод­стве игра­ли зна­чи­тель­ную роль круп­ный рога­тый скот, козы, овцы, сви­ньи и ослы. Доволь­но рано появ­ля­ют­ся сто­ро­же­вые и охот­ни­чьи соба­ки. Зна­чи­тель­ные мас­шта­бы при­об­ре­ло раз­веде­ние мел­ких живот­ных. Кро­ли­ки (лат. cu­ni­cu­lus) в 4 в. до н. э. в Восточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье еще не были извест­ны. В 1 в. они были вве­зе­ны рим­ля­на­ми из Испа­нии и содер­жа­лись в т. н. лепо­ра­ри­ях. В охо­те на кро­ли­ков ста­ли при­ме­нять хорь­ков. В каче­стве осо­бо­го лаком­ства у рим­лян раз­во­ди­лись сони, кото­рые откарм­ли­ва­лись в ого­ро­жен­ных участ­ках сада или в неболь­ших кера­ми­че­ских сосудах и были излюб­лен­ным празд­нич­ным дели­ка­те­сом. Из пер­на­тых, кро­ме кур, содер­жа­лись гуси как деко­ра­тив­ные пти­цы (гуси Капи­то­лия). Осо­бен­но попу­ляр­ны были белые поро­ды гусей. Рим­ляне цени­ли печень гусей, кото­рых откарм­ли­ва­ли фига­ми. При­ме­не­нию перьев гусей для поду­шек они научи­лись у гер­ман­цев. Кро­ме совре­мен­ных видов домаш­них живот­ных, рас­про­стра­нен­ных в Ита­лии, дер­жа­ли так­же ласок, змей и воро­бьев. Пче­ло­вод­ство постав­ля­ло мед. Шелк поку­па­ли у китай­цев и сара­цин, поэто­му и у рим­лян, и у гре­ков раз­веде­ние шел­ко­вич­ных гусе­ниц не полу­чи­ло боль­ших мас­шта­бов.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ГРОМАТИК • АГРИМЕНЗОР • ЗЕМЛЕДЕЛИЕ • ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика с котом и утками.
Напольная мозаика римской виллы.
1-я четверть I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Буколический сюжет. Деталь: флейтист.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Клагенфурт, Музей Каринтийской земли.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Жатка.
Рельеф из Галлии.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Крестьянин, идущий на рынок.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Сбор олив.
6. КЕРАМИКА. Греция.
Сельскохозяйственные работы на помещичьих полях.
Чернофигурная чаша. Аттика.
Глина. Ок. 530 г. до н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Травля собаки и кошки.
Рельеф на цоколе статуи.
Мрамор.
Конец VI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
8. МОЗАИКА. Рим.
Триумф Нептуна.
Середина II в.
Тунис, Национальный музей Бардо.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Корова.
Сардоникс.
Римская работа. I в. до н. э. — I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Кабан и собаки.
Трехслойный оникс. Римская работа. I в.
1,6 × 1,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Август
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Октавиана с небольшой бородкой вправо; впереди DIVI вниз; сзади IVLI F вверх. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Теленок (vitulus), идущий влево; вверху Q VOCONIVS, внизу VITVLVS. Кайма из точек.
2. Аурей, золото
Август
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Непокрытая голова Октавиана с небольшой бородкой вправо; впереди авгурский жезл (lituus), сзади DIVI F вверх. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Теленок (vitulus), идущий влево; вверху Q VOCONIVS, внизу VITVLVS Q DESIG; по сторонам S C. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Квинт Воконий Витул
40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Цезаря в лавровом венке, обращенная вправо; сзади авгурский жезл (lituus); впереди DIVI IVLI вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Теленок (vitulus), идущий влево; вверху Q VOCONIVS, внизу VITVLVS. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Гражданская война 68—69 гг.
Испания—Галлия (?), 68 г.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: IMP. — бык идет вправо.
5. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE AVGVST. — легенда вверху в две линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
6. Денарий, серебро
Август
Лугдун, 15—13 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: Бодающий бык вправо.
В обрезе: IMP. X
7. Асс, медь
Август
Тарраконская Испания, Лепида-Цельса (Tarraconensis, Lepida-Celsa), 27—17 гг. до н.э.
АВЕРС: AVGVSTVS DIVI F. — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: C. V. I. CEL. L. SVRA L. BVCCO II. VIR. — бык стоит вправо.
8. Статер, серебро
Гортина, 280 г. до н.э.
АВЕРС: Европа, полуобнаженная, сидит анфас на платановом дереве, подняв свое покрывало правой рукой и держа левой рукой на своих коленях орла с распростертыми крыльями.
РЕВЕРС: Бык стоит влево, голова обращена назад вправо, к заднему левому копыту, с которого он сгоняет насекомое.
9. Денарий, серебро
Август
Пергам или Самос, 21—20 гг. до н.э.
АВЕРС: CAESAR — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTVS — телка стоит вправо.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 22—23 гг.
АВЕРС: S. P. Q. R. / IVLIAE / AVGVST. — легенда вверху в три линии.
Два мула тянут вправо карпентум; передок повозки, слева и справа, украшен двумя Викториями, боковая сторона имеет две панели, на каждой из которых изображена стоящая фигура, отклонившаяся назад.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXIIII
В центре, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА