ДОРОГИ (лат. stratum — мостовая). Уже в государствах Древнего Востока и на Крите имелись мощеные проезжие дороги с каменными столбами для указания дистанции, станциями для смены лошадей, водосточными желобами, а в некоторых случаях (при неровном рельефе) — виадуками, служившими также мостами. В Греции дороги известны с микенских времен. В Египте дороги были в первую очередь подъездными путями к крупным святилищам. Улицы греческих городов представляли собой узкие, извилистые дороги, круто поднимающиеся к акрополям. Лишь после Гипподама из Милета, первого теоретика градостроительства, разработавшего план застройки Пирея, начали заботиться о создании правильной системы дорог — улиц, пересекающихся под прямым углом. В строительстве города Фурии Гипподам воплотил свой принцип в идеальном варианте, разделив город на 16 частей. В греческих городах дороги, особенно на крутых подъемах, были замощены (за счет владельцев прилегающих участков), снабжены водосточными желобами и пешеходными тротуарами, а иногда и колеями для движения повозок (как правило, днем оно было запрещено). Важные улицы, как и крупные дороги, имели название либо по профессии ремесленников, живших вдоль них, либо по имени близлежащего храма. Однако лишь римляне стали поистине великими мастерами дорожного дела. Уже Законы 12 таблиц определяют нормы ширины дороги. В 312 до н. э. Аппиева дорога, соединявшая первоначально Рим с Капуей, была покрыта каменной мостовой. Затем эта 220-километровая дорога была продолжена до Брундизия. Все римские дороги постоянно расширялись и благоустраивались, вдоль них создавались почтовые станции, постоялые дворы, сторожевые заставы, мильные столбы, мосты, виадуки, в случае необходимости даже пробивались туннели. Дорожная администрация была подчинена специальной коллегии (лат. Quattuorviri viarum curandarum — коллегия четырех мужей для надзора за дорогами). Во времена Империи дорогами государственного назначения ведал специальный прокуратор. Строительство дорог в покоренных областях служило военно-политическим целям — вдоль таких дорог романизация шла интенсивнее, чем в отдалении от них. Сеть римских дорог (с побочными ответвлениями
|
||
1.
Сестерций, медь Траян Рим, 114—115 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — женщина лежит, облокотившись, влево, держит колесо и ветвь, смотрит назад. В обрезе: VIA TRAIANA / S. C. — в две линии. |