Словарь античности

ДОРОГИ (лат. stra­tum — мосто­вая). Уже в государ­ствах Древ­не­го Восто­ка и на Кри­те име­лись моще­ные про­ез­жие доро­ги с камен­ны­ми стол­ба­ми для ука­за­ния дистан­ции, стан­ци­я­ми для сме­ны лоша­дей, водо­сточ­ны­ми жело­ба­ми, а в неко­то­рых слу­ча­ях (при неров­ном релье­фе) — виа­ду­ка­ми, слу­жив­ши­ми так­же моста­ми. В Гре­ции доро­ги извест­ны с микен­ских вре­мен. В Егип­те доро­ги были в первую оче­редь подъ­езд­ны­ми путя­ми к круп­ным свя­ти­ли­щам. Ули­цы гре­че­ских горо­дов пред­став­ля­ли собой узкие, изви­ли­стые доро­ги, кру­то под­ни­маю­щи­е­ся к акро­по­лям. Лишь после Гип­по­да­ма из Миле­та, пер­во­го тео­ре­ти­ка гра­до­стро­и­тель­ства, раз­ра­ботав­ше­го план застрой­ки Пирея, нача­ли забо­тить­ся о созда­нии пра­виль­ной систе­мы дорог — улиц, пере­се­каю­щих­ся под пря­мым углом. В стро­и­тель­стве горо­да Фурии Гип­по­дам вопло­тил свой прин­цип в иде­аль­ном вари­ан­те, разде­лив город на 16 частей. В гре­че­ских горо­дах доро­ги, осо­бен­но на кру­тых подъ­емах, были замо­ще­ны (за счет вла­дель­цев при­ле­гаю­щих участ­ков), снаб­же­ны водо­сточ­ны­ми жело­ба­ми и пеше­ход­ны­ми тро­туа­ра­ми, а ино­гда и коле­я­ми для дви­же­ния пово­зок (как пра­ви­ло, днем оно было запре­ще­но). Важ­ные ули­цы, как и круп­ные доро­ги, име­ли назва­ние либо по про­фес­сии ремес­лен­ни­ков, жив­ших вдоль них, либо по име­ни близ­ле­жа­ще­го хра­ма. Одна­ко лишь рим­ляне ста­ли поис­ти­не вели­ки­ми масте­ра­ми дорож­но­го дела. Уже Зако­ны 12 таб­лиц опре­де­ля­ют нор­мы шири­ны доро­ги. В 312 до н. э. Аппи­е­ва доро­га, соеди­няв­шая пер­во­на­чаль­но Рим с Капу­ей, была покры­та камен­ной мосто­вой. Затем эта 220-кило­мет­ро­вая доро­га была про­дол­же­на до Брун­ди­зия. Все рим­ские доро­ги посто­ян­но рас­ши­ря­лись и бла­го­устра­и­ва­лись, вдоль них созда­ва­лись поч­то­вые стан­ции, посто­я­лые дво­ры, сто­ро­же­вые заста­вы, миль­ные стол­бы, мосты, виа­ду­ки, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти даже про­би­ва­лись тун­не­ли. Дорож­ная адми­ни­ст­ра­ция была под­чи­не­на спе­ци­аль­ной кол­ле­гии (лат. Quat­tuor­vi­ri via­rum cu­ran­da­rum — кол­ле­гия четы­рех мужей для над­зо­ра за доро­га­ми). Во вре­ме­на Импе­рии доро­га­ми государ­ст­вен­но­го назна­че­ния ведал спе­ци­аль­ный про­ку­ра­тор. Стро­и­тель­ство дорог в поко­рен­ных обла­стях слу­жи­ло воен­но-поли­ти­че­ским целям — вдоль таких дорог рома­ни­за­ция шла интен­сив­нее, чем в отда­ле­нии от них. Сеть рим­ских дорог (с побоч­ны­ми ответв­ле­ни­я­ми 2-го и 3-го поряд­ка) име­ла дли­ну око­ло 80 тысяч кило­мет­ров. Для путе­ше­ст­вен­ни­ков име­лись дорож­ные путе­во­ди­те­ли и пере­ч­ни дорог. Дости­же­ния рим­лян в стро­и­тель­стве дорог не были пре­взой­де­ны в тече­ние полу­то­ра тысяч лет. Это каса­ет­ся как искус­ства выбо­ра трас­сы буду­щих дорог, так и их соот­вет­ст­вия; усло­ви­ям поч­вы и стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла (шос­се: лат. via cal­cea­ta — доро­ги с покры­ти­ем; тракт: лат. via stra­ta — грун­то­вая доро­га). В тех­ни­че­ском отно­ше­нии рим­ляне стре­ми­лись стро­ить доро­ги с пяти­слой­ной струк­ту­рой. Пред­став­ля­ют инте­рес аль­пий­ские доро­ги рим­лян. С 15 до н. э. было про­ло­же­но по мень­шей мере 9 таких дорог. Пере­вал Боль­шой Сен-Бер­нар был про­хо­дим толь­ко для вер­хо­вых, одна­ко Малый Сен-Бер­нар, а так­же Юли­ер (2287 м), Брен­нер (1363 м) и три пере­ва­ла Тау­ер пере­се­ка­лись ожив­лен­ны­ми про­ез­жи­ми доро­га­ми. Осо­бым дости­же­ни­ем ста­ло пре­вра­ще­ние древ­не­го еги­пет­ско­го кара­ван­но­го пути в рим­скую доро­гу, пере­сек­шую пусты­ню от Анти­но­по­ля до Крас­но­го моря. Доро­га, веду­щая от Годе­с­бер­га вверх по лево­му бере­гу Рей­на, про­ло­же­на по рим­ской трас­се. Рим­ско-гер­ман­ские доро­ги сохра­ни­лись в Аугс­бур­ге, Три­ре, Майн­це и Кёльне. На неко­то­рых доро­гах взи­ма­лась дорож­ная пошли­на, но были и такие вре­ме­на, когда доро­га­ми поль­зо­ва­лись бес­плат­но.


Доро­ги. Попе­ре­ч­ный раз­рез рим­ской доро­ги

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КОЛБАСА • АЛЕК • КАЛИЕНДРУМ • ЭМИЛИЕВА ДОРОГА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Так называемая «Гробница Горациев и Куриациев» на Via Appia.
Позднереспубликанский период.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Саркофаг Луция Корнелия Сципиона, сына Барбата.
Монолит пеперино. Ок. 230 г. до н. э.
Рим, Гробница Сципионов.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера с раскопками вокруг Черного камня.
Последние раскопки 1900 г., проведенные Джакомо Бони.
Рим, Римский Форум.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг Луция Корнелия Сципиона Барбата (оригинал).
Гробница Сципионов на Аппиевой дороге.
Пеперино. 280 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Квадратный вестибюль, 5.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Септимия Севера, вид со Священной дороги.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Цирк Максенция.

Рим, Аппиева дорога.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Колумбарий вольноотпущенников Августа на Аппиевой дороге.

Рим, Аппиева дорога.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Колумбарий вольноотпущенников Августа на Аппиевой дороге.

Рим, Аппиева дорога.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Колумбарий вольноотпущенников Августа на Аппиевой дороге.

Рим, Аппиева дорога.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Траян
Рим, 114—115 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. NER. TRAIANO OPTIMO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. VI P. P. — драпированный бюст Траяна в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS — женщина лежит, облокотившись, влево, держит колесо и ветвь, смотрит назад.
В обрезе: VIA TRAIANA / S. C. — в две линии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА