Словарь античности

ЕЛЕНА (греч. He­le­ne, лат. He­le­na), в гре­че­ских ска­за­ни­ях пре­крас­ней­шая из жен­щин, дочь Зев­са и Леды, сест­ра Дио­с­ку­ров и Кли­тем­не­стры. Тесей и Пири­фой похи­ти­ли Еле­ну и увез­ли в Атти­ку, но Дио­с­ку­ры осво­бо­ди­ли ее. По сове­ту Одис­сея, кото­рый тоже сва­тал­ся к Елене, мно­го­чис­лен­ные жени­хи покля­лись при­знать ее выбор и все­гда защи­щать ее. Еле­на обру­чи­лась с Мене­ла­ем и роди­ла Гер­ми­о­ну. В спо­ре трех богинь за ябло­ко Эриды Еле­на была обе­ща­на Афро­ди­той Пари­су и уве­зе­на им в Трою. Вер­ные сво­ей клят­ве, все гре­че­ские цари и герои участ­во­ва­ли в Тро­ян­ской войне, чтобы вер­нуть Еле­ну. После гибе­ли Пари­са Еле­на ста­ла супру­гой Деи­фо­ба. После паде­ния Трои она воз­вра­ти­лась домой в Спар­ту. Елене возда­ва­лись боже­ст­вен­ные поче­сти, по неко­то­рым пред­по­ло­же­ни­ям она счи­та­лась миной­ской боги­ней про­из­рас­та­ния. Дру­гая вер­сия ска­за­ния о Елене изло­же­на Сте­си­хо­ром (ее позд­нее при­дер­жи­вал­ся Еври­пид). По этой вер­сии Парис увез с собой в Трою лишь тень Еле­ны, в то вре­мя как насто­я­щая Еле­на после паде­ния Трои была при­ве­зе­на Мене­ла­ем домой из Егип­та. Похваль­ное сло­во Гор­гия и Исо­кра­та Елене свиде­тель­ст­ву­ет о при­тя­га­тель­ной силе это­го обра­за, во все вре­ме­на вдох­нов­ляв­ше­го живо­пис­цев (Д. Тье­по­ло, Я. Тин­то­рет­то, И. Г. Тиш­бейн Стар­ший, Х. фон Маре), поэтов (К. Виланд, И. В. Гёте, О. Уайльд) и музы­кан­тов (К. Глюк, Ж. Оффен­бах, Р. Штра­ус).

См. также:
ЕЛЕНА (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДОЛОН • ДОР • ДРИАДЫ • ДРИОП •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Этрусская урна для пепла.
Алебастр. II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Падение Трои: Менелай захватывает Елену; Аякс оттаскивает Кассандру от Палладия на глазах у Приама.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Менандра (I, 10, 4, крыло).
3. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Елена и Андромаха с младенцем Астианактом на руках оплакивают гибель Гектора.
Метопа из храма Геры в устье р. Селе.
Песчаник. Середина VI в. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр. Конец II — начало I в. до н. э.
68 × 47 см.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Венера уговаривает Елену любить Париса. Фрагмент.
Анжелика Кауфман (1741—1807).
Холст, масло.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Похищение Елены Тезеем и Пейритоем (?).
Сосуд чернофигурный. Аттика.
Мастер Амазис.
Глина. 550—525 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибытие Париса и Елены.
Утраченная фреска из палатинского дворца.
Рим, Палатин.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Похищение Елены, жены Менелая, царя Спарты, троянцами во главе с Парисом.
Рельеф фронтальной стенки этрусской погребальной урны для пепла.
Алебастр.
II—I вв. до н. э.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит.
I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ⲰΜΗΡΟC — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА