Словарь античности

ЖИВОПИСЕЦ (маляр и шту­ка­тур). Появ­ле­ние стен­ных рос­пи­сей ока­за­лось воз­мож­ным толь­ко после того, как сте­ны жилых домов нача­ли покры­вать шту­ка­тур­ным рас­т­во­ром. В эпо­ху Алки­ви­а­да, напри­мер, деко­ра­тив­ные рос­пи­си не полу­чи­ли широ­ко­го рас­про­стра­не­ния, посколь­ку покры­вать сте­ны отде­лоч­ным рас­т­во­ром мог­ли толь­ко бога­тые люди. В пери­од элли­низ­ма посте­пен­но утвер­ди­лась прак­ти­ка рос­пи­сей, выпол­нен­ных на ошту­ка­ту­рен­ных сте­нах, затем она полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние за пре­де­ла­ми Гре­ции (Фра­кия) в тех стра­нах, где она, как, напри­мер, в Егип­те, соот­вет­ст­во­ва­ла уже сло­жив­шим­ся мест­ным тра­ди­ци­ям. В это вре­мя в Риме Катон счи­тал ее пороч­ной, поэто­му про­фес­сия худож­ни­ка, укра­шав­ше­го рос­пи­сью сте­ны, потол­ки и полы внут­ри домов, заро­ди­лась здесь несколь­ко поз­же. В осно­ве доста­точ­но рано появив­шей­ся тра­ди­ции укра­шать цвет­ной рос­пи­сью архи­тек­тур­ные дета­ли обще­ст­вен­ных зда­ний и над­гроб­ные релье­фы лежа­ло вла­де­ние раз­лич­ной тех­ни­кой живо­пи­си: при рос­пи­си по све­жей сырой шту­ка­тур­ке (фрес­ки) в крас­ки добав­ля­ли известь, при рос­пи­си поли­ро­ван­но­го мра­мо­ра поль­зо­ва­лись энка­у­сти­кой (вос­ко­вые крас­ки нано­си­лись в подо­гре­том виде); при­ме­ня­ли так­же бел­ки и рыбий клей. Ино­гда живо­пис­цы созда­ва­ли насто­я­щие шедев­ры (пей­за­жи), но чаще от них тре­бо­ва­лось сде­лать кра­соч­ную рос­пись стен в виде орна­мен­та. Такие рос­пи­си живо­пис­цы дела­ли как вывес­ки тор­го­вых поме­ще­ний или ремес­лен­ных мастер­ских (об этом свиде­тель­ст­ву­ют неко­то­рые пом­пей­ские фрес­ки).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Художник за раскраской скульптуры.
Сердолик.
I—III вв. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Художник за раскраской скульптуры.
Оттиск.
I—III вв. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Художник, раскрашивающий статую Геракла.
Краснофигурный колонный кратер. Апулия.
Ок. 360—350 гг. до н. э.
Приписывается Группе Бостона 00.348.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аллегорическое изображение аттической школы живописи.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ XXII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 22.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Апеллес в окружении граций.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LVIII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 58.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский император Адриан и Аполлодор из Дамаска.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXXVII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 77.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Гибель живописца Гилария из Вифинии и его семьи во время захвата Коринфа готами в 395 г.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXXXIV.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 84.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА