ЖИВОПИСЕЦ (маляр и штукатур). Появление стенных росписей оказалось возможным только после того, как стены жилых домов начали покрывать штукатурным раствором. В эпоху Алкивиада, например, декоративные росписи не получили широкого распространения, поскольку покрывать стены отделочным раствором могли только богатые люди. В период эллинизма постепенно утвердилась практика росписей, выполненных на оштукатуренных стенах, затем она получила распространение за пределами Греции (Фракия) в тех странах, где она, как, например, в Египте, соответствовала уже сложившимся местным традициям. В это время в Риме Катон считал ее порочной, поэтому профессия художника, украшавшего росписью стены, потолки и полы внутри домов, зародилась здесь несколько позже. В основе достаточно рано появившейся традиции украшать цветной росписью архитектурные детали общественных зданий и надгробные рельефы лежало владение различной техникой живописи: при росписи по свежей сырой штукатурке (фрески) в краски добавляли известь, при росписи полированного мрамора пользовались энкаустикой (восковые краски наносились в подогретом виде); применяли также белки и рыбий клей. Иногда живописцы создавали настоящие шедевры (пейзажи), но чаще от них требовалось сделать красочную роспись стен в виде орнамента. Такие росписи живописцы делали как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских (об этом свидетельствуют некоторые помпейские фрески).