Словарь античности

ЗЕРКАЛА. Круг­лые руч­ные и сто­я­чие зер­ка­ла из поли­ро­ван­но­го метал­ла (брон­за, сереб­ро) с деко­ри­ро­ван­ной руч­кой либо под­став­кой, выпол­нен­ной в виде фигу­ры, были извест­ны в эгей­ской Гре­ции и Вели­кой Гре­ции с арха­и­че­ских вре­мен. Руч­ные зер­ка­ла про­из­во­ди­лись уже в микен­скую эпо­ху. Руч­ные зер­ка­ла с гра­ви­ров­кой в виде фигур и орна­мен­тов появ­ля­ют­ся у этрус­ков. В 5 в. до н. э. в Гре­ции было изо­бре­те­но склад­ное зер­ка­ло. Его зер­каль­ная поверх­ность неред­ко защи­ща­лась крыш­кой с укра­ше­ни­я­ми. Антич­ность не зна­ла стек­лян­ных зер­кал.


Гре­че­ское зер­ка­ло (5 в. до н. э.)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУПА • ДОЛИЙ • ДИАТРЕТА, СОСУД • ДОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало из Вульчи с изображением Калхаса.
Бронза.
IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
1-я половина III в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
2-я половина IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Орест, убивающий свою мать Клитемнестру.
Этрусское бронзовое зеркало.
IV—III вв. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Лондон.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Заупокойная трапеза.
Надгробная стела.
Мрамор.
Ок. 470—460 г. до н. э.
Стамбул, Археологический музей.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Воин на коне.
Этрусское зеркало.
8. МОЗАИКА. Греция.
Деталь мозаики из комнаты 7.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
9. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Зеркало с изображением мифа о Фриксе и Гелле.
Серебро. 138—193 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. КЕРАМИКА. Великая Греция.
Обнаженный Эрот, сидящий на алтаре.
Краснофигурная пиксида в форме скифоса. Сицилийская работа.
Мастерская «Группы Лентини Манфриа».
370—340 гг. до н. э.
Чефалу, Музей Мандралиска.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Гай Вибий Вар
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА