Словарь античности

ЗЕРКАЛА. Круг­лые руч­ные и сто­я­чие зер­ка­ла из поли­ро­ван­но­го метал­ла (брон­за, сереб­ро) с деко­ри­ро­ван­ной руч­кой либо под­став­кой, выпол­нен­ной в виде фигу­ры, были извест­ны в эгей­ской Гре­ции и Вели­кой Гре­ции с арха­и­че­ских вре­мен. Руч­ные зер­ка­ла про­из­во­ди­лись уже в микен­скую эпо­ху. Руч­ные зер­ка­ла с гра­ви­ров­кой в виде фигур и орна­мен­тов появ­ля­ют­ся у этрус­ков. В 5 в. до н. э. в Гре­ции было изо­бре­те­но склад­ное зер­ка­ло. Его зер­каль­ная поверх­ность неред­ко защи­ща­лась крыш­кой с укра­ше­ни­я­ми. Антич­ность не зна­ла стек­лян­ных зер­кал.


Гре­че­ское зер­ка­ло (5 в. до н. э.)

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУПА • ДОЛИЙ • ДИАТРЕТА, СОСУД • ДОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ТОРЕВТИКА. Греция.
Эрот и Афродита (?).
Тисненый оклад зеркала.
Бронза.
Греческая работа сер. IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
2. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Зеркало с изображением мифа о Фриксе и Гелле.
Серебро. 138—193 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Ручка зеркала из слоновой кости.
XII в. до н. э.
Никосия, Кипрский музей.
4. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Крылатая Эос, несущая на руках Кефала. Зеркало с рельефным украшением.
Бронза.
V в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением морского тиаза и головы Посейдона.
Мрамор. II—III вв. н. э.
Остия, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Эфеб.
Подставка для бронзового зеркала.
Бронза. Вторая четверть V в. до н. э.
Реджо-ди-Калабрия, Национальный музей Великой Греции.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Зеркало с изображением суда Париса.
Бронза.
1-я половина III в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
8. ТОРЕВТИКА. Этрурия.
Эрот и Афродита.
Тисненый оклад зеркала.
Бронза.
Конец IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
10. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Алкмена, взывающая к Зевсу против Амфитриона.
Кратер-колокол краснофигурный. Пестум.
Приписывается вазописцу Пифону.
Глина.
Ок. 360—320 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Гай Вибий Вар
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА