Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЭНЕ́Й

Aeneas, Αἰνείας.


1) сын Анхи­са и Афро­ди­ты, вла­сти­тель дар­да­нов у подош­вы Иды, род­ст­вен­ник При­а­ма (см. An­chi­ses). Родив­шись на горе Иде (Il. 2, 820) или у реки Симо­эн­та, он был вос­пи­тан Алка­фо­ем, мужем сест­ры сво­ей Гип­по­да­мии, в Дар­дане (Il. 13, 428. 465); а по изо­бра­же­нию в hymn. in. Ve­ner., он после сво­его рож­де­ния был пере­дан Афро­ди­той на вос­пи­та­ние ним­фам горы Иды. Сна­ча­ла Эней не при­ни­мал уча­стия в Тро­ян­ской войне; но после того как одна­жды на Иде, где пас свои ста­да, под­верг­ся напа­де­нию Ахил­ла, он отпра­вил­ся на помощь При­аму в Трою. Здесь он был одним из вели­чай­ших геро­ев, храбр, разу­мен и набо­жен; тро­ян­цы чти­ли его наравне с Гек­то­ром, как бога. Как Ахилл на гре­че­ской сто­роне, так Эней на тро­ян­ской — пре­крас­ный сын боги­ни, люби­мец богов; в бит­ве осо­бен­но защи­ща­ли его Афро­ди­та и Апол­лон (Il. 5, 311 слл.). Подоб­но Ахил­лу, и у Энея боже­ст­вен­ные кони; кони Энея про­ис­хо­дят от тех, кото­рых Зевс дал неко­гда Трою в воз­на­граж­де­ние за похи­щен­но­го Гани­меда (Il. 5, 265). Как Ахил­ла нена­видит Ага­мем­нон, так Энея — При­ам, пото­му что суще­ст­во­ва­ло пред­ска­за­ние, что Эней будет вла­ды­че­ст­во­вать над тро­ян­ца­ми. Эней муже­ст­вен­но сра­жа­ет­ся с самы­ми храб­ры­ми гре­ка­ми, даже с Ахил­лом (Il. 20, 258). В бит­ве с послед­ним Энея спас Посей­дон для того, чтобы не пре­кра­тил­ся род Дар­да­нов: «…ибо так как ныне род При­а­мов нена­ви­стен Кро­ни­о­ну, то впо­след­ст­вии будут власт­во­вать над тро­ян­ца­ми Эней и его потом­ки» (Il. 20, 302 слл.). Соглас­но при­веден­но­му месту (ср. hymn. in. Ve­ner. 197), Эней после раз­ру­ше­ния Трои и пре­кра­ще­ния рода При­а­ма оста­ет­ся в Тро­аде и гос­под­ст­ву­ет, рав­но как и его потом­ки, над остат­ка­ми тро­ян­ско­го наро­да. Вла­де­те­ли ста­ро­го и ново­го Скеп­си­са (ἡ Σκῆ­ψις) и дру­гих мест­но­стей близ Иды счи­та­ли Энея сво­им родо­на­чаль­ни­ком. О высе­ле­нии Энея и осно­ва­нии им ново­го цар­ства на чуж­бине Гомер ниче­го не зна­ет. Это позд­ней­шее ска­за­ние, воз­ник­шее, впро­чем, немно­го сто­ле­тий спу­стя после Гоме­ра. О спа­се­нии Энея из горо­да, когда погиб­ли дру­гие тро­ян­цы, рас­ска­зы­ва­ют весь­ма раз­лич­но. Ливий (1, 1) гово­рит, что Эней и Анте­нор полу­чи­ли от гре­ков сво­бод­ный про­пуск за преж­де ока­зан­ное госте­при­им­ство и за то, что все­гда сове­то­ва­ли заклю­чить мир и отдать Еле­ну (Diod. Hal. 1, 46 сл.). По дру­гим рас­ска­зам, Эней с дар­да­на­ми при взя­тии горо­да уда­лил­ся в кремль, а отсюда на Иду; здесь, тес­ни­мый вра­га­ми, он согла­сил­ся на дого­вор, по кото­ро­му пере­дал им все укреп­ле­ния на Иде, а сам полу­чил за это сво­бод­ный про­пуск. По неко­то­рым ска­за­ни­ям, он осно­вал новое цар­ство в Эпи­ре или фес­са­лий­ской Фио­ти­де. Поэт Сте­си­хор (645—560 гг. до Р. Х.), пер­вый меж­ду извест­ны­ми нам писа­те­ля­ми, рас­ска­зы­вал, что Эней с тро­ян­ски­ми свя­ты­ня­ми и пал­ла­ди­ем уда­лил­ся в Гес­пе­рию (Ита­лию); еще позд­нее яви­лось веро­ва­ние, что он при­был в Лаций и там поло­жил осно­ва­ние Рим­ско­му государ­ству. Во вре­ме­на Пир­ра гре­ки уже твер­до вери­ли это­му, и у самих рим­лян, уже око­ло 240 г. до Р. Х., это веро­ва­ние нашло себе офи­ци­аль­ное при­зна­ние. Род Юли­ев хва­лил­ся про­ис­хож­де­ни­ем от сына Энея, Иула или Аска­ния. О стран­ст­во­ва­нии Энея в Лаци­ум и осно­ва­нии тро­ян­ской коло­нии рим­ские исто­ри­ки и поэты рас­ска­зы­ва­ют раз­лич­ным обра­зом. По «Эне­иде» Вер­ги­лия, в кото­рой поэт сле­ду­ет подроб­но­му рас­ска­зу Дио­ни­сия (1, 50—65), Эней, отча­яв­шись в спа­се­нии горо­да, сре­ди вели­ких опас­но­стей покида­ет Трою в сопро­вож­де­нии сына сво­его Аска­ния, жены Кре­усы, доче­ри При­а­ма, кото­рую он, впро­чем, теря­ет в эту зло­счаст­ную ночь, и хро­мо­го отца сво­его, Анхи­са; это­го послед­не­го он несет на пле­чах; за эту-то сынов­нюю любовь и за спа­се­ние оте­че­ст­вен­ных пена­тов он пре­иму­ще­ст­вен­но назы­ва­ет­ся pius. Он соби­ра­ет уцелев­ших тро­ян­цев на Иде и с ними отправ­ля­ет­ся из Антанд­ра (у подош­вы Иды) на 20 кораб­лях (Aen. 2). Меж­ду его спут­ни­ка­ми нахо­дит­ся корм­чий Пали­нур, кото­рый во вре­мя пла­ва­ния упал в море и по име­ни кото­ро­го назван был мыс Пали­нур в Лука­нии (Aen. 5, 871. 6, 337); друг Энея, Ахат (fi­dus Ach.), вер­ность кото­ро­го вошла в посло­ви­цу (Aen. 1, 120. 188. 6, 158. 12, 459. Ov. fast. 3, 603), Мене­сфей, Сер­гест, Кло­анф, от кото­рых буд­то бы про­изо­шли Мем­мии, Сер­гии, Клу­ен­тии (5, 114—123) и мно­гие дру­гие. Они спер­ва при­бы­ли во Фра­кию, затем через Делос на Крит. Они пола­га­ют, что это и есть зем­ля, пред­опре­де­лен­ная для них судь­бой, но чума гонит их оттуда. В Сици­лии уми­ра­ет Анхис (l. 3). Когда отсюда на 7 году пла­ва­ния они радост­но направ­ля­ют­ся к Лацию, по воле Юно­ны, кото­рая из рас­по­ло­же­ния к Кар­фа­ге­ну жела­ла вос­пре­пят­ст­во­вать осно­ва­нию Рима, под­ня­лась буря и их отбро­си­ло к Афри­ке. Там их лас­ко­во при­ни­ма­ет Дидо­на, кото­рая толь­ко что осно­ва­ла Кар­фа­ген (l. 1), а Вене­ра и Юно­на наме­ре­ва­ют­ся устро­ить брак Дидо­ны с Эне­ем; но Зевс при­ка­зы­ва­ет Энею уда­лить­ся отсюда (l. 4). Эней со сво­и­ми спут­ни­ка­ми опять при­ста­ет к Сици­лии, где им ока­зы­ва­ет госте­при­им­ство Акест, сын тро­ян­ки Еге­сты и реч­но­го бога Кри­ми­са; здесь Эней устра­и­ва­ет похо­рон­ные игры у моги­лы сво­его отца (l. 5), затем они отплы­ва­ют в Кумы, в Ита­лию, где Эней спус­ка­ет­ся в под­зем­ный мир (l. 6), а из Кум по направ­ле­нию к севе­ру при­бы­ва­ют в Лаций. Лав­рент­ский царь Латин радуш­но при­ни­ма­ет Энея, дает ему зем­лю для постро­е­ния горо­да и обе­ща­ет ему в жены дочь свою Лави­нию. Но жена царя, Ама­та, под­стре­ка­ет юно­го, храб­ро­го царя руту­лов, Тур­на, кото­ро­му была обру­че­на Лави­ния, начать вой­ну с Эне­ем. Мезен­тий (см. Me­zen­tius), царь горо­да Cae­re, и дру­гие ита­лий­ские герои сто­ят на сто­роне Тур­на; Эней всту­па­ет в союз с Еван­дром (см. Euan­der) и после несколь­ких битв в еди­но­бор­стве уби­ва­ет Тур­на. Этим кон­ча­ет­ся «Эне­ида». Срав­ни во мно­гом согла­су­ю­щи­е­ся с ней рас­ска­зы об Энее в Ov. met. 13 и 14. По Liv. 1, 1 и 2, Эней женит­ся на доче­ри царя Лати­на, Лави­нии, и в честь ее назы­ва­ет свой новый город La­vi­nium. Аска­ний ее сын. Турн идет вой­ной про­тив Энея и Лати­на. В пер­вой же бит­ве руту­лы побеж­де­ны, но и Латин убит. Турн соеди­ня­ет­ся теперь с Мезен­ти­ем, а Эней, чтобы при­влечь к себе або­ри­ге­нов, народ Лати­на, дает тро­ян­цам и або­ри­ге­нам общее имя Лати­нов. Лати­ны побеж­да­ют в после­до­вав­шей бит­ве, но эта победа была уже послед­ним подви­гом Энея на зем­ле. Ливий здесь толь­ко слег­ка наме­ка­ет на то ска­за­ние о кон­чине Энея, по кото­ро­му послед­ний в сра­же­нии при Нуми­ции, подоб­но тому, как позд­нее Ромул, вне­зап­но исче­за­ет в мра­ке непо­го­ды сре­ди мол­ний и рас­ка­тов гро­ма, а вско­ре затем явля­ет­ся Аска­нию в пол­ном воору­же­нии и объ­яв­ля­ет, что сде­лал­ся богом. У бере­гов Нуми­ция ему воз­двиг­ли свя­ти­ли­ще с над­пи­сью: «Pat­ris dei In­di­ge­tis», и впо­след­ст­вии он был почи­та­ем как Iupi­ter In­di­ges (мест­ный, род­ной, тузем­ный Юпи­тер). Dion. Hal. 1, 50 слл. И Латин был буд­то бы при­нят в чис­ло богов как Iupi­ter La­tia­ris (Iupi­ter In­di­ges). Ска­за­ния о стран­ст­во­ва­ни­ях Энея осо­бен­но обя­за­ны сво­им про­ис­хож­де­ни­ем той тес­ной свя­зи, кото­рая суще­ст­во­ва­ла меж­ду мифи­че­ской лич­но­стью Энея и слу­же­ни­ем Афро­ди­те Эне­аде (Αἰνείας), богине моря и море­пла­ва­ния. Где толь­ко у бере­гов моря нахо­дил­ся храм этой боги­ни, там, пред­по­ла­га­лось, был Эней и сам осно­вал этот храм. В Лации же нахо­дил­ся такой храм близ Ардеи и Лави­ния, и это, веро­ят­но, было пер­во­на­чаль­ным пово­дом к ска­за­нию о посе­ле­нии Энея в Лации. Сын Энея, Аска­ний или по рим­ско­му наиме­но­ва­нию Iulus, постро­ил через 30 лет после осно­ва­ния Лави­ния город Аль­бу-Лон­гу. Ему насле­до­вал здесь млад­ший брат его Силь­вий, родо­на­чаль­ник албан­ско­го цар­ско­го рода, из кото­ро­го про­изо­шли Ромул и Рем, осно­вав­шие, через 300 лет после постро­е­ния Аль­бы, Рим. Иул пред­став­ля­ет­ся ино­гда как осо­бое лицо от Аска­ния, имен­но как вто­рой сын Энея или как сын Аска­ния.

Aenea­des, Αἰνεάδης, назы­ва­ет­ся Аска­ний, как сын Энея; Aenea­dae назы­ва­ют­ся спут­ни­ки Энея и вооб­ще тро­ян­цы или рим­ляне, как его потом­ки. Lucr. 1, 1. Verg. A. 1, 565. 7, 610. 6, 684. Ov. met. 15, 682. 695.


2) Αἰνείας, ὁ τακ­τι­κός из Стим­фа­ла; ок. 350 г. до Р. Х. напи­сал боль­шое сочи­не­ние об искус­стве пол­ко­во­д­ца (στρα­τηγι­κὰ βιβ­λία). Из это­го сочи­не­ния сохра­ни­лась толь­ко неболь­шая часть, об искус­стве осад­ном (πο­λιορ­κη­τικὸν ὑπόμ­νη­μα), напи­сан­ная сло­гом про­стым, ясным, соот­вет­ст­ву­ю­щим содер­жа­нию, но без свой­ст­вен­ной клас­си­че­ско­му пери­о­ду тща­тель­но­сти в обра­бот­ке, кото­рой, конеч­но, и нель­зя ожи­дать от тех­ни­че­ско­го писа­те­ля. Изда­ния: Her­cher (Berl., 1870), A. Hug (Leipz., 1874).


3) Αἰνείας из Газы, ново­пла­то­ник, жил во 2-й поло­вине 5 в. от Р. Х.; неко­то­рое вре­мя пре­по­да­вал в Алек­сан­дрии крас­но­ре­чие и фило­со­фию, а затем при­нял хри­сти­ан­ство. В диа­ло­ге сво­ем Θεόφ­ρασ­τος он согла­су­ет уче­ние Пла­то­на о бес­смер­тии с уче­ни­ем о вос­кре­се­нии пло­ти. Изда­ние Bois­so­na­de (Париж, 1836).

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 31—32.
См. по теме: КУРИОН • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭПИГЕН, ЕПИГЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Западный фасад Алтаря Мира и панель с изображением Энея, приносящего жертвы пенатам.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель, изображающая Энея, приносящего жертвы пенатам.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эней, приносящий жертвы Пенатам.
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Смерть Дидоны.
Жозеф Сталлаерт (1825—1903).
Холст, масло.
Ок. 1872 г.
Брюссель, Бельгийские королевские музеи изобразительных искусств.
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Бегство Энея с престарелым Анхисом из Трои.
Рисунок на аттической вазе (лекиф) из Гелы.
V в. до н. э.
Музей Археологии.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бегство Энея с престарелым Анхисом, слепым, согласно греческой версии мифа.
Рисунок метопы с Парфенона.
V в. до н. э.
Лондон, Британский музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель, изображающая Энея, приносящего жертвы пенатам.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена из цикла об Энее.
Фреска из гробницы вольноотпущенника Статилия Тавра.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Эней с отцом на спине.
Терракота из Вей. IV в. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 40—41 гг.
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. IIII P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
2. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 39—40 гг.
АВЕРС: C. CAESAR. DIVI. AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. III. P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, стоящую фронтально на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
3. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 37—38 гг.
АВЕРС: C. CAESAR AVG. GERMANICVS P. M. TR. POT. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте.
В обрезе: PIETAS
РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания.
В поле, слева и справа: DIVO AVG.
Там же, ниже, большими буквами: S. C.
4. Денарий, Серебро
Гай Юлий Цезарь
Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 47—46 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Венеры в диадеме, с ожерельем вправо. Волосы завязаны в узел, спадают двумя прядями. Кайма из точек.
РЕВЕРС: CAESAR — Обнаженный Эней влево, который несет Палладий в правой вытянутой руке и Анхиза в длинной тунике и шлеме на левом плече. Справа надпись вниз: CAESAR. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА