ЭНЕ́Й
Aeneas, Αἰνείας.
1) сын Анхиса и Афродиты, властитель дарданов у подошвы Иды, родственник Приама (см. Anchises). Родившись на горе Иде (Il. 2, 820) или у реки Симоэнта, он был воспитан Алкафоем, мужем сестры своей Гипподамии, в Дардане (Il. 13, 428. 465); а по изображению в hymn. in. Vener., он после своего рождения был передан Афродитой на воспитание нимфам горы Иды. Сначала Эней не принимал участия в Троянской войне; но после того как однажды на Иде, где пас свои стада, подвергся нападению Ахилла, он отправился на помощь Приаму в Трою. Здесь он был одним из величайших героев, храбр, разумен и набожен; троянцы чтили его наравне с Гектором, как бога. Как Ахилл на греческой стороне, так Эней на троянской — прекрасный сын богини, любимец богов; в битве особенно защищали его Афродита и Аполлон (Il. 5, 311 слл.). Подобно Ахиллу, и у Энея божественные кони; кони Энея происходят от тех, которых Зевс дал некогда Трою в вознаграждение за похищенного Ганимеда (Il. 5, 265). Как Ахилла ненавидит Агамемнон, так Энея — Приам, потому что существовало предсказание, что Эней будет владычествовать над троянцами. Эней мужественно сражается с самыми храбрыми греками, даже с Ахиллом (Il. 20, 258). В битве с последним Энея спас Посейдон для того, чтобы не прекратился род Дарданов: «…ибо так как ныне род Приамов ненавистен Крониону, то впоследствии будут властвовать над троянцами Эней и его потомки» (Il. 20, 302 слл.). Согласно приведенному месту (ср. hymn. in. Vener. 197), Эней после разрушения Трои и прекращения рода Приама остается в Троаде и господствует, равно как и его потомки, над остатками троянского народа. Владетели старого и нового Скепсиса (ἡ Σκῆψις) и других местностей близ Иды считали Энея своим родоначальником. О выселении Энея и основании им нового царства на чужбине Гомер ничего не знает. Это позднейшее сказание, возникшее, впрочем, немного столетий спустя после Гомера. О спасении Энея из города, когда погибли другие троянцы, рассказывают весьма различно. Ливий (1, 1) говорит, что Эней и Антенор получили от греков свободный пропуск за прежде оказанное гостеприимство и за то, что всегда советовали заключить мир и отдать Елену (Diod. Hal. 1, 46 сл.). По другим рассказам, Эней с дарданами при взятии города удалился в кремль, а отсюда на Иду; здесь, теснимый врагами, он согласился на договор, по которому передал им все укрепления на Иде, а сам получил за это свободный пропуск. По некоторым сказаниям, он основал новое царство в Эпире или фессалийской Фиотиде. Поэт Стесихор (645—
Aeneades, Αἰνεάδης, называется Асканий, как сын Энея; Aeneadae называются спутники Энея и вообще троянцы или римляне, как его потомки. Lucr. 1, 1. Verg. A. 1, 565. 7, 610. 6, 684. Ov. met. 15, 682. 695.
2) Αἰνείας, ὁ τακτικός из Стимфала; ок. 350 г. до Р. Х. написал большое сочинение об искусстве полководца (στρατηγικὰ βιβλία). Из этого сочинения сохранилась только небольшая часть, об искусстве осадном (πολιορκητικὸν ὑπόμνημα), написанная слогом простым, ясным, соответствующим содержанию, но без свойственной классическому периоду тщательности в обработке, которой, конечно, и нельзя ожидать от технического писателя. Издания: Hercher (Berl., 1870), A. Hug (Leipz., 1874).
3) Αἰνείας из Газы, новоплатоник, жил во
|
||
1.
Сестерций, медь Калигула Рим, 40—41 гг. | ||
АВЕРС: C. CAESAR DIVI AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. IIII P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте. В обрезе: PIETAS РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания. В поле, слева и справа: DIVO AVG. Там же, ниже, большими буквами: S. C. | ||
2.
Сестерций, медь Калигула Рим, 39—40 гг. | ||
АВЕРС: C. CAESAR. DIVI. AVG. PRON. AVG. P. M. TR. P. III. P. P. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, стоящую фронтально на постаменте. В обрезе: PIETAS РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания. В поле, слева и справа: DIVO AVG. Там же, ниже, большими буквами: S. C. | ||
3.
Сестерций, медь Калигула Рим, 37—38 гг. | ||
АВЕРС: C. CAESAR AVG. GERMANICVS P. M. TR. POT. — Благочестие (Pietas), с покрытой головой, в драпировке, сидит влево, держит патеру в правой руке, левым локтем опираясь на небольшую драпированную фигуру, которая стоит во фронт на постаменте. В обрезе: PIETAS РЕВЕРС: Сцена жертвоприношения перед храмом. На переднем плане — Калигула, с покрытой головой, в тоге, стоит влево, совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке над украшенным гирляндой алтарем слева; позади него стоит влево бык, которого служитель, стоящий вправо, с топором за поясом, ведет к алтарю; позади Калигулы, справа, второй служитель стоит влево, держит патеру в левой руке. На заднем плане — фасад храма (Божественного Августа), изображенный шестиколонным, с гирляндой по всей длине; на фронтоне — фигура в центре стоит влево, держит скипетр и патеру; слева и справа по углам — стоящие и сидящие фигуры, взгляд которых обращен в ее сторону. На коньке крыши, в центре, квадрига во фронт, между Викториями, стоящими слева и справа и держащими венки над головами в обеих руках; по сторонам от них: слева — фигура Марса, идущего влево, с копьем и трофеем (?), справа — группа Энея, Анхиза и Аскания. В поле, слева и справа: DIVO AVG. Там же, ниже, большими буквами: S. C. | ||
4.
Денарий, Серебро Гай Юлий Цезарь Монетный двор, передвигавшийся с Цезарем*, 47—46 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Венеры в диадеме, с ожерельем вправо. Волосы завязаны в узел, спадают двумя прядями. Кайма из точек. РЕВЕРС: CAESAR — Обнаженный Эней влево, который несет Палладий в правой вытянутой руке и Анхиза в длинной тунике и шлеме на левом плече. Справа надпись вниз: CAESAR. Кайма из точек. |