Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АГЕ́ЛА

Αγέ­λη, так назы­ва­лись това­ри­ще­ства, устра­и­вав­ши­е­ся в дори­че­ских государ­ствах, осо­бен­но у кри­тян, из юно­шей, достиг­ших 17-лет­не­го воз­рас­та; чле­на­ми тако­го това­ри­ще­ства они оста­ва­лись до женить­бы. Цель это­го учреж­де­ния была та, чтобы при­учить к под­чи­не­нию лич­ной воли и склон­но­стей воле государ­ства. Поэто­му, всту­пая в аге­лы, юно­ши долж­ны были при­но­сить при­ся­гу в вер­но­сти уста­нов­лен­но­му государ­ст­вен­но­му поряд­ку. Все в одно и то же вре­мя долж­ны были женить­ся (Strab. 10, 480 слл.). Участ­ник такой аге­лы назы­вал­ся ἀγε­λασ­τός или ἀγέ­λαος. Весь день аге­ла­сты про­во­ди­ли вме­сте. Пред­во­ди­те­лем аге­лы был отец того юно­ши — по боль­шей части знат­но­го про­ис­хож­де­ния, кото­рый собрал аге­лу; этот пред­во­ди­тель назы­вал­ся ἀγε­λά­της; ему, хотя и под усло­ви­ем ответ­ст­вен­но­сти пред вла­стя­ми, дава­лось пра­во нака­зы­вать участ­ни­ков сво­ей ἀγέ­λη; он же руко­во­дил ее игра­ми и упраж­не­ни­я­ми на охо­те и в гим­на­зи­ях (кото­рые назы­ва­лись δρό­μοι, т. к. бег был глав­ным из упраж­не­ний; поэто­му ἀπόδ­ρο­μοι назы­ва­лись маль­чи­ки, не достиг­шие 17-лет­не­го воз­рас­та). Ино­гда одна аге­ла всту­па­ла в бой с дру­гой под зву­ки флей­ты и лиры. В Спар­те дети уже с 7 лет соеди­ня­лись в това­ри­ще­ства, назы­вав­ши­е­ся βοῦαι.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 45.
См. по теме: ПРИЗЫВ НА СУД • КАТАКЛЕСИИ • КОВАРСТВО, ОБМАН • АКТУАРИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы.
Рисунок Д.-А. Дозио. Ок. 1560 г.
Флоренция, Центральная Национальная библиотека.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы.
Римская работа. Мрамор.
II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы (надпись).
Римская работа. Мрамор.
II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы (фронтальный рельеф).
Римская работа. Мрамор.
II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА