Словарь античности

ИГРЫ. Сре­ди куль­то­вых празд­неств играм отво­ди­лась важ­ная роль. Неко­то­рые из них извест­ны уже с древ­ней­ших вре­мен. Как пра­ви­ло, они устра­и­ва­лись регу­ляр­но с интер­ва­лом в один год или несколь­ко лет и про­дол­жа­лись один день или несколь­ко дней. Во вре­мя игр сво­бод­ные граж­дане не работа­ли. Игры сопро­вож­да­лись про­цес­си­я­ми, дру­ги­ми риту­аль­ны­ми дей­ст­ви­я­ми, спор­тив­ны­ми и музы­каль­ны­ми состя­за­ни­я­ми, сце­ни­че­ски­ми пред­став­ле­ни­я­ми, уве­се­ле­ни­я­ми, а в Риме так­же цир­ко­вы­ми игра­ми и гла­ди­а­тор­ски­ми боя­ми. Игры устра­и­ва­лись как за обще­ст­вен­ный, так и за част­ный счет. В Гре­ции самы­ми зна­чи­тель­ны­ми были: Олим­пий­ские игры — спор­тив­ные состя­за­ния, посвя­щен­ные Зев­су, про­хо­див­шие начи­ная с 776 до н. э. в Олим­пии раз в четы­ре года; Пифий­ские игры — спор­тив­ные и музы­каль­ные состя­за­ния в честь Апол­ло­на, устра­и­вав­ши­е­ся в Дель­фах раз в четы­ре года; Ист­мий­ские игры в честь Посей­до­на, про­во­див­ши­е­ся раз в два года под Корин­фом; Немей­ские игры — в Немей­ской долине, посвя­щен­ные Зев­су (раз в два года). В Риме игры пер­во­на­чаль­но носи­ли харак­тер исклю­чи­тель­но цир­ко­вых состя­за­ний (лат. lu­di cir­cen­sis — цир­ко­вые игры) наезд­ни­ков и колес­ниц; с 4—3 вв. до н. э. все боль­шее место в них начи­на­ют зани­мать сце­ни­че­ские пред­став­ле­ния.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ДАДУХИ • КИПАРИС • ЭГЕСТИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Цирковой возница с лошадью.
Напольная мозаика.
Первая половина III в. н.э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. МОЗАИКА. Рим.
Цирковой возница с лошадью.
Напольная мозаика.
Первая половина III в. н.э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением скачек на колесницах.
Мрамор.
Кон. II — нач. III в. н. э.
Фолиньо, Археологическое собрание Палаццо Тринчи.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Скачки на колесницах в Большом цирке.

Рим.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Роспись гробницы Жонглеров в Тарквинии.
Ок. 510 г. до н. э.
Тарквиния, Гробница Жонглеров.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением скачек на колесницах.
Мрамор.
98—117 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие гладиатора Мирона.
Белый мрамор. II—III вв. н. э.
Париж, Лувр.
8. НАДПИСИ. Рим.
Памятная надпись об играх, проведённых Тиберием в честь Августа.
CIL. VI. 385 = CIL. VI. 30751a = ILS. 95.
7 г. до н. э. Копия.
Рим, Музей Римской культуры.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Детский саркофаг.
Мрамор. Середина III в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, VII. 21.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтон надгробного монумента семейства Волумниев.
Известняк.
Эпоха Августа.
Падуя, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 3-я мастерская, 248 г.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа II в доспехах и в лавровом венке вправо.
В обрезе: S. C.
РЕВЕРС: SAECVLARES AVGG. — козел идет влево.
2. Денарий, серебро
Публий Сепуллий Макр
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: Четырехколонный храм с закрытыми дверями; на фронтоне земной шар; вокруг: CLEMENTIAE CAESARIS («Милосердию Цезаря»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Наездник-акробат (desultor) с двумя конями, галопирующими вправо, едет на ближнем коне; на голове колпак, в правой руке кнут, в левой вожжи; позади венок и пальмовая ветвь; выше P. SEPVLLIVS, ниже MACER. Кайма из точек.
3. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Виктория идет вправо, держит венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой руке над левым плечом, впереди A LICINI вниз. Граница из точек.
4. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Всадник скачет вправо, держа в правой руке пальмовую ветвь или кнут, в левой — поводья; ниже A LICINI. Граница из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА