Словарь античности

ИСИДА (егип., греч.), еги­пет­ское боже­ство мате­рин­ства, изо­бра­жав­ше­е­ся в чело­ве­че­ском обли­ке, в древ­ней­шее вре­мя — почти все­гда с иеро­гли­фом ее име­ни — тро­но­об­раз­ным вен­цом — на голо­ве, в элли­ни­сти­че­скую эпо­ху чаще с коро­вьи­ми рога­ми и лун­ным дис­ком. В мифах об Оси­ри­се Иси­да — сест­ра и супру­га Оси­ри­са, пытав­ша­я­ся спа­сти и защи­тить от Сета его тело. После вос­кре­се­ния Оси­ри­са Иси­да зача­ла от него Гора. Она свя­за­на со мно­ги­ми боги­ня­ми, вос­при­ня­ла от ико­но­гра­фии Хатхор коро­вьи рога и сол­неч­ный диск. В послед­ние сто­ле­тия до нашей эры цен­тром ее куль­та были Филы в Егип­те. Попу­ляр­ность этой боги­ни, управ­ляв­шей чело­ве­че­ской судь­бой, была так вели­ка, что она почи­та­лась и за пре­де­ла­ми Егип­та, во всей Рим­ской импе­рии. При этом, одна­ко, у нее появ­ля­ет­ся столь­ко новых черт, что элли­ни­сти­че­ская Иси­да почти ниче­го обще­го не име­ет с древ­не­еги­пет­ской. Она вос­при­ни­ма­ет чер­ты Тихе (боги­ни слу­чая), Демет­ры и Гека­ты и сли­ва­ет­ся с Кибе­лой. С 4 в. до н. э. появ­ля­ет­ся мисти­че­ский культ Иси­ды, позд­нее опи­сан­ный Апу­ле­ем. Ее культ объ­еди­ня­ет­ся с куль­том Сара­пи­са. В Риме общи­ны ее почи­та­те­лей вна­ча­ле пре­сле­до­ва­лись; Кали­гу­ла пер­вым воз­двиг ей храм под име­нем Иси­ды Кам­пей­ской.


Иси­да. Ста­туя элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни (Рим).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова статуи Исиды до реставрации.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Исиды.
Мрамор. Конец II — начало III вв. н. э.
Кипр.
Пафос, Окружной археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Исида.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Береника II.
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,3 × 1,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Исиды.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова статуи Исиды до реставрации.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио в Канопе.
Фреска из Помпей (Дом герцога Омальского, VI. 9. 1).
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL VI 30975 = ILS 3090.
Мрамор.
1 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
9. ГЛИПТИКА. Египет.
Береника II (?) в образе Изиды.
Сардоникс. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Изида.
Пентелийский мрамор. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Электростанция Монтемартини, II. 42.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Плеторий Цестиан
Рим, 67 г. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст вправо (MRR, BMCRR, CRR, RSC: Вакуна; RRC, Hollstein: Исида; RRM: Фортуна), с атрибутами Исиды (колосья, мак и лотос в венке, спиральные локоны), Минервы (шлем с султаном), Аполлона (лавровый венок), Виктории (крылья), Дианы (лук и колчан сзади) и Фортуны (рог изобилия впереди); сзади CESTIANVS вниз, впереди S · C вниз (Cestianus senatus consulto, «Цестиан, согласно постановлению сената»). Кайма из шариков и катушек.
РЕВЕРС: Орел на молнии; вокруг M·PLAETORIVS·M·F·AED·CVR (Marcus Plaetorius Marci filius, aedilis curulis, «Марк Плеторий, сын Марка, курульный эдил»). Кайма из шариков и катушек.
2. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим*, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке.
В поле, слева и справа: S. C.
3. AE 23, медь
Нерон
Перинф, 60—65 гг.
АВЕРС: ΠΟΠΠΑΙΑ ΣΕΒΑΣΤΗ — драпированный бюст Поппеи в диадеме вправо.
РЕВЕРС: Головной убор Исиды внутри лаврового венка.
В поле, слева и справа, Π Ε.
4. Драхма, медь
Адриан
Александрия, 132—133 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ ΚΑΙC ΤΡΑΙΑΝ ΑΔΡΙΑΝΟC CΕΒ — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Исида Фария стоит, обращенная вправо, перед Фаросом Александрийским, держит систр и надутый парус.
В обрезе: Λ ΙΖ (= 17-й год правления).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА