PATRÓNUS (ПАТРО́Н). Акт манумиссии (освобождения раба) создавал новые отношения между освободившим хозяином (manumissor) и освобожденным рабом, аналогичные отношениям отца и сына. Манумиссор становился патроном (patronus) освобожденного лица, а освобожденное лицо становилось вольноотпущенником (libertus) манумиссора. Слово «патрон» (от pater, отец) указывает на природу этих отношений. Если манумиссором была женщина, то она становилась патроной (patrona), и использование этого слова вместо «матроны» (matrona), видимо, объясняется характером прав патрона. Если рассматривать отношения патрона и вольноотпущенника в контексте раннего Рима, то их следует считать частью древней клиентелы, но по меньшей мере со времен Двенадцати таблиц, содержавших общие законодательные положения относительно прав патрона, отношения вольноотпущенника с патроном можно считать одинаковыми как для патрицианского, так и для плебейского манумиссора.
Вольноотпущенник принимал родовое имя манумиссора. Тирон, вольноотпущенник Цицерона, звался Марк Туллий Тирон.
Вольноотпущенник должен был оказывать своему патрону уважение и воздавать ему благодарность, и в древние времена патрон мог в упрощенном порядке наказать его за пренебрежение этими обязанностями. Это обязательство распространялось на детей вольноотпущенника, а долг следовало выполнять и в отношении детей патрона. В более позднее время патрон имел право выслать неблагодарного вольноотпущенника на определенное расстояние от Рима, согласно закону, принятому, вероятно, в правление Августа (Tacit. Ann. XIII. 26; Dion Cass. LV. 13). В правление Нерона предлагалось принять постановление сената, дающее патрону право обращать своего вольноотпущенника в рабство, если тот ведет себя недолжным образом по отношению к патрону. Данная мера не была принята, но последующие императоры предоставили патрону это право. Закон Элия—
Если вольноотпущенник привлекал патрона к суду (in jus vocavit), то и сам подлежал специальному судебному иску (Gaius, IV. 46); по общему правилу, он не мог выдвинуть против патрона уголовное обвинение. Вольноотпущенник обязан был в случае необходимости поддерживать своего патрона и его детей и брать на себя управление его имуществом и опеку над его детьми; в случае отказа его признавали неблагодарным (ingratus, Dig. 37. tit. 14. s. 19).
Если раб являлся собственностью нескольких хозяев, был освобожден ими всеми и стал римским гражданином, то все они являлись его патронами.
Манумиссор мог обеспечить себе дальнейшие права в отношении вольноотпущенника путем стипуляции (stipulatio) или взятия с него клятвы. Предметами таких соглашений были подарки (dona et munera) и услуги (operae) вольноотпущенника патрону. Клятва имела силу только в том случае, если человек являлся вольноотпущенником в момент ее принесения. Если он принес клятву, будучи рабом, то должен был повторить, став вольноотпущенником; по-видимому, это и означают слова Цицерона о его вольноотпущеннике Хризогоне (ad Att. VII. 2; ср. Dig. 38. tit. 1. s. 7). Эти услуги были двух родов: услуги, относящиеся к обязанностям (Officiales), состояли в почтительности и привязанности; услуги, относящиеся к ремеслу (Fabriles), объясняются самим названием. Officiales заканчивались со смертью патрона, если соглашением не было установлено иное, но fabriles, имеющие денежный характер или денежную стоимость, подобно любой собственности, переходили к наследникам патрона. Когда патрон требовал от своего вольноотпущенника услуг, то это называлось «назначать или предписывать работы» («ei operas indicere or imponere»; Gaius, IV. 162; Dig. 38. tit. 2. s. 29).
Патрон не мог потребовать позорных (turpes) или опасных для жизни услуг, таких, как проституция или бои в амфитеатре; но если вольноотпущенник владел каким-то ремеслом или профессией (artificium), даже если освоил их после своего освобождения, то его патрон имел право на услуги в этой области.
Закон Юлия и Папия—
Если в завещании свобода предоставлялась непосредственно, то манумиссором считался завещатель, а его права патрона, следовательно, принадлежали его детям; если свобода предоставлялась опосредованно, то есть, путем фидеикомисса, то патроном считался человек, совершивший акт манумиссии. В тех случаях, когда раб получал свободу в соответствии с силанианским постановлением сената, претор мог назначить ему патрона, а если это не было сделано, то патроном считался тот, кто был последним хозяином данного раба (Dig. 38. tit. 16. s. 3).
Права патрона были несколько ограничены в том случае, если акт манумиссии был не вполне добровольным действием манумиссора. Например, человек, освободивший раба в соответствии с фидеикомиссом (Manumissor per fideicommissum), имел все права патрона, за исключением права привлекать вольноотпущенника к суду за неблагодарность, получать от него материальную помощь и оговаривать подарки и услуги (munera и operae); однако его права на собственность вольноотпущенника были такими же, как у любого другого манумиссора (Frag. Vat. § 225; Dig. 38. tit. 2. s. 29). Если раб давал деньги другому человеку, чтобы тот мог купить и освободить его, то манумиссор не имел прав патрона; он терял даже имя патрона, если отказывался выполнить тот акт, за который получил деньги, а раб принуждал его к выполнению соглашения, что мог сделать в соответствии с законодательством М. Аврелия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 1. s. 4, 5). Если хозяин освобождал раба за определенную сумму денег, то сохранял все права патрона, но не мог оговаривать услуги. Человек, при покупке раба согласившийся освободить его, имел все права патрона, кроме права привлекать его к суду с.879 за неблагодарность, в случае, если раб вынуждал его предоставить себе свободу в соответствии с законодательством М. Аврелия и Л. Вера (Dig. 40. tit. 9. s. 30).
При необходимости патрон обязан был оказывать поддержку своему вольноотпущеннику; в противном случае он терял права патрона, так же, как и в случае, если выдвигал против него уголовное обвинение. Закон Элия—
Умаление прав (capitis diminutio) патрона или вольноотпущенника разрывало связь между ними (см. Tacit. Hist. II. 92, где «jura libertorum» означает «jura patronorum» (права патронов) или «jura in libertos» (права в отношении вольноотпущенников)). Связь разрывалась, если вольноотпущенник получал звание свободного гражданина (Ingenuitas) благодаря постановлению императора о возобновлении рода (Natalium Restitutio), — но не тогда, когда он просто получал право золотого кольца (jus aureorum annulorum) [INGENUUS].
Самое важное из прав патрона касалось имущества вольноотпущенников, умерших без завещания или составивших завещание.
Этот вопрос, применительно к периоду до Юстиниана, можно разделить на две следующих рубрики: 1) обычные предписания закона; 2) чрезвычайные. Первые включали предписания старого гражданского права и эдикт о вступлении в наследство (Bonorum Possessio), а вторые — вступление в наследство вопреки завещанию вольноотпущенника (Bonorum Possessio contra tabulas liberti) и вопреки «своим наследникам», не являющимся родными (contra suos non naturales), вступление в наследство вопреки завещанию вольноотпущенницы (Bonorum Possessio contra tabulas libertae) и право на соответствующую долю (virilis pars), предоставленное законом Папия—
По закону XII таблиц, если вольноотпущенник умирал без завещания и без «своих наследников», то его наследником являлся патрон. На это смотрели как на право агнации. Законная опека патронов (Legitima patronorum tutela) прямо не упоминалась в XII таблицах, но была законным следствием правила о наследовании (Ulp. Frag. XI. 3). Если без завещания умирала вольноотпущенница, которая не могла иметь «своего наследника», то наследником становился патрон. Орфитианское постановление сената, принятое после того, как были написаны «Институции» (III. 51), в предпоследний год правления М. Аврелия, внесло некоторые изменения в этот порядок. Фрагмент Ульпиана (Frag. XXIX. 2), написанный, когда это постановление имело силу, гласит, что если вольноотпущенница умирает без завещания, то патрон наследует ее имущество, так как мать не может иметь «своих наследников», однако сам Ульпиан (lib. 12, ad Sabinum; Dig. 38. tit. 17. s. 1) говорит, что согласно орфитианскому постановлению сената, дети могли наследовать матери независимо от того, была ли она свободнорожденной (Ingenua) или вольноотпущенницей (Libertina). Это кажущееся противоречие устраняется предположением, что данное постановление сената давало детям равные права с патроном в таких случаях.
Эти права принадлежали как патрону, так и патроне, а также детям патрона (Ulp. Frag. XXVII). Сыновья патрона имели те же права, что и сам патрон, но дочери — только те права, которые были предоставлены сыновьям законами XII таблиц; у дочерей не было права наследовать вольноотпущеннику вопреки его завещанию или, при отсутствии завещания, вопреки «своим наследникам» вольноотпущенника, не являющимся родными (Bonorum Possessio contra tabulas testamenti liberti aut ab intestato contra suos heredes non naturales), пока эти права не были предоставлены им законом Папия—
Эти права патрона могли существовать только в том случае, если вольноотпущенник был освобожден римским гражданином и стал римским гражданином в результате манумиссии. Соответственно, если человек получал гражданство, ему отдельно должно было предоставляться право патрона (ius patronatus), чтобы он обладал правами патрона в отношении своих вольноотпущенников, которые одновременно должны были стать римскими гражданами (Plin. Ep. X. 6). Как уже отмечалось, умаление гражданских прав (capitis diminutio) патрона или вольноотпущенника аннулировало права патрона на наследство (Gaius, III. 51).
Если у одного вольноотпущенника было несколько патронов или патрон, то они делили наследство поровну, хотя в то время, когда этот вольноотпущенник был рабом, их доли во владении им могли быть не равны. Эти права патрона напоминают совместное владение в английском праве, ибо тот или те патроны, которые пережили других, имели все права патрона, а дети умершего патрона исключались. Если все патроны умерли, оставив нескольких детей, то наследство вольноотпущенника разделялось поровну между всеми детьми (in capita), в соответствии с законом о наследовании в случае агнации (Gaius, III. 16, 59, &c.).
Постановление сената, принятое в правление Клавдия, позволило патрону передавать свои права на наследство вольноотпущенника любому из детей, находящихся в его власти, и исключать остальных детей (Dig. 38. tit. 4).
Эдикт расширил права патронов на наследство (Bonorum Possessio). Согласно гражданскому праву, права патронов были основаны на предполагаемой агнации; согласно эдикту, они были основаны на предполагаемой когнации. Эдикт призывал к наследованию после вольноотпущенников: 1) их детей; 2) их законных наследников (heredes legitimi); 3) их когнатов, которые, конечно, должны быть потомками; 4) семью (familia) патрона; 5) патрона и патрону, их детей и родителей, что было предусмотрено на тот случай, если патрон или патрона подверглись умалению гражданских прав (capitis diminutio) и поэтому не могли быть призваны в четвертой очереди; 6) мужа или жену вольноотпущенницы или вольноотпущенника; 7) когнатов манумиссора.
Первоначально вольноотпущенник, составляя завещание, мог обойти (praeterire) патрона. Но согласно эдикту, если вольноотпущенник не оставил патрону не менее половины своего имущества, то патрон или его сын мог вопреки завещанию унаследовать (bonorum possessio contra tabulas) половину имущества. Если вольноотпущенник умирал без завещания, не оставив «своих наследников», кроме приемного ребенка, жены под рукой (in manu) или невестки под рукой сына, то патрон имел право на половину наследства вопреки этим «своим наследникам». Но если вольноотпущенник имел родных детей (naturales), подвластных ему в момент смерти, или эманципированных, или отданных в усыновление, и если эти дети были назначены наследниками в его завещании или обойдены в завещании (praeteriti) и притязали на наследование вопреки завещанию (Bonorum possessio contra tabulas), то патрон не мог претендовать на имущество вольноотпущенника. Патрон не исключался из наследования, если дети вольноотпущенника были лишены наследства (Gaius, III. 40; Dion Cass. LI. 15 и примечание Реймара).
По закону Папия—
Согласно прежнему закону, вольноотпущенница находилась под законной опекой своего патрона и поэтому не могла распоряжаться своим имуществом без его согласия (patrono auctore). Закон Папия освободил от этой опеки вольноотпущенницу, имеющую четверых детей, так что она могла составить завещание без согласия патрона, но закон требовал, чтобы патрон получил равную долю с ее оставшимися в живых детьми.
Если вольноотпущенница умирала, не оставив завещания, то закон Папия давал патроне, имеющей детей (liberis honoratae), столько же прав, сколько она имела и раньше; таким образом, если ни патрона, ни вольноотпущенница не подверглись умалению гражданских прав (capitis diminutio), то патрона, даже не имеющая детей, наследовала, а дети вольноотпущенницы исключались из наследования. Если вольноотпущенница оставляла завещание, то закон Папия давал патроне, имеющей требуемое законом число детей, те же права, какими по эдикту обладал патрон вопреки завещанию вольноотпущенника (contra tabulas liberti). Этот же закон давал дочери патроны, имеющей одного ребенка, те же права, какие имел патрон вопреки завещанию вольноотпущенника (contra tabulas liberti; Gaius, III. 53; текст, который Унтерхольцнер на очень недостаточных основаниях предлагает исправить, Zeitschrift, V. p. 45).
Положения закона о наследовании патроном имущества вольноотпущенников-латинов отличались от вышеописанных в различных аспектах. Это имущество рассматривалось как пекулий и имело особенности этого вида собственности. Оно переходило к «чужим наследникам» манумиссора, но не к его детям, лишенным наследства; и в этом состояло его отличие от имущества вольноотпущенника — римского гражданина. Если имелось несколько патронов, то имущество переходило к ним в долях, пропорциональных их долям во владении бывшим рабом, и это соответствовало принципу, согласно которому доля умершего патрона должна была перейти к его наследнику. Ларгианское постановление сената, принятое в правление Клавдия, установило, что имущество латинов должно сначала переходить к тем, кто их освободил, затем к их потомкам (liberi), прямо не лишенным наследства, в соответствии с близостью родства, а затем, согласно прежнему закону, к наследникам манумиссора. Единственный результат этого постановления заключался в том, что оно поставило потомков (liberi), прямо не лишенных наследства, выше «чужих наследников» (extranei heredes). В соответствии с этим, эманципированный и обойденный в завещании сын патрона, который не мог притязать на наследование (Bonorum possessio) отцовского имущества вопреки его завещанию (contra tabulas testamenti), мог притязать на имущество латина прежде «чужих наследников» (extranei heredes).
Относительно дедитициев по закону Элия—
О других значениях слова «патрон» см. CLIENS и ORATOR.
Вопрос о патронате имеет важное значение для правильного понимания многих аспектов римского общественного строя. Этот несовершенный набросок может быть дополнен ссылкой на следующие источники: Gaius, III. 39—