Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМБРО́СИЯ, АМБРО́ЗИЯ

Ambro­sia, ἀμβρο­σία, из ἀ-μ-βρο­τός, sc. ἐδω­δή или то же, что ἀθα­νασία;

1) пища бес­смер­тия, пища богов, тогда как нек­тар, νέκ­ταρ, озна­ча­ет напи­ток богов. Оба эти сред­ства под­дер­жи­ва­ют бес­смер­тие и веч­ную юность богов и про­из­во­дят кровь богов, ἰχώρ. Il. 5, 340. Нель­зя, одна­ко, утвер­ждать с Негель­с­ба­хом, что употреб­ле­ние амбро­сии и нек­та­ра дава­ло богам бес­смер­тие. Послед­нее состав­ля­ет такую основ­ную чер­ту боже­ско­го суще­ства, без кото­рой оно не может быть и мыс­ли­мо. Впро­чем, по древ­ней­шим пред­став­ле­ни­ям гре­ков, у богов есть толь­ко осо­бый напи­ток, слад­кий нек­тар, но нет осо­бой пищи. И в гоме­ров­ских пес­нях гос­под­ст­ву­ет еще это пред­став­ле­ние. В «Илиа­де» боги пьют нек­тар (Il. 1, 585. 598. 4, 3), а амбро­си­ей назы­ва­ет­ся мас­ло, употреб­ля­е­мое бога­ми для ума­ще­ния тела (Il. 1, 16, 670. 680); вме­сто нее назы­ва­ет­ся 23, 186 ἀμβρό­σιον ἔλαιον. В дру­гих местах амбро­сия слу­жит кор­мом коням богов и богинь; тогда ее при­хо­дит­ся пред­став­лять себе как род тра­вы. Il. 5, 369. 777. 13, 35. В «Одис­сее» о нек­та­ре как о напит­ке богов вовсе не упо­ми­на­ет­ся, но упо­ми­на­ет­ся, что голу­би при­но­сят Зев­су амбро­сию (Od. 12, 63); здесь под име­нем амбро­сии разу­ме­ет­ся вооб­ще все, что слу­жит для пита­ния богов, а пото­му может разу­меть­ся и нек­тар. Нек­тар у Гоме­ра есть спе­ци­аль­ное обо­зна­че­ние напит­ка богов, и где амбро­сия и нек­тар назы­ва­ют­ся вме­сте, там сло­во амбро­сия, как более общее по сво­е­му зна­че­нию, постав­ле­но рядом со спе­ци­аль­ным назва­ни­ем для того, чтобы пол­нее исчер­пать поня­тие. Il. 19, 38. 347. 352. Это посто­ян­ное соеди­не­ние нек­та­ра с амбро­си­ей, пред­став­ля­ю­щее у Гоме­ра тра­ди­ци­он­ную фор­му­лу, дало впо­след­ст­вии повод к раз­ли­че­нию меж­ду напит­ком и пищей богов; такое раз­ли­че­ние одна­жды встре­ча­ет­ся в одной из позд­ней­ших частей «Одис­сеи» (5, 93) и обык­но­вен­но у после­го­ме­ров­ских поэтов, хотя изред­ка и здесь, соглас­но древ­ней­ше­му воз­зре­нию, при­ни­ма­ет­ся суще­ст­во­ва­ние толь­ко боже­ст­вен­но­го напит­ка, кото­рый назы­ва­ет­ся то нек­та­ром, то амбро­си­ей. Sapph. fr. 51. B. Alcman. fr. 97. B. Athen. 2 p. 39 a. Κρῆ­ναι ἀμβρό­σιαι, источ­ни­ки амбро­сии, небес­но­го напит­ка, по изо­бра­же­нию Еври­пида (Hip­pol. 742) нахо­дят­ся на дале­ком Запа­де (откуда и у Гоме­ра голу­би при­но­сят Зев­су амбро­сию Od. 12, 62), в садах Гес­пе­рид, вбли­зи Атла­са, воз­ле опо­чи­валь­ни Зев­са. Име­нем пищи богов назы­ва­ли так­же веще­ст­вен­ную зем­ную пищу людей и их напит­ки. При­ят­но пах­ну­щие цве­ты так­же назы­ва­лись амбро­си­ей, напр. в Корин­фе — лилия;

2) одна из Гиад (доче­рей Атла­са и Плей­о­ны), кото­рые в Додоне были кор­ми­ли­ца­ми Дио­ни­са. Амбро­сия, как вак­хи­че­ская ним­фа, явля­ет­ся в сви­те (θίασος) Дио­ни­са.

См. также:
АМБРОЗИЯ, АМВРОСИЯ (Мифы народов мира)
АМБРОСИЯ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 76.
См. по теме: ЭФЕСИИ, ЕФЕСИИ • ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭФИППИЙ • ДАДУХИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Первое купание Ахилла.
Кипр. Вилла Тесея.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. МОЗАИКА. Греция.
Детство Диониса.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА