АМФИО́Н
Amphio (Amphion), Ἀμφίων, Ἀμφίονος,
1) сын Зевса и Антиопы, дочери (Асопа или) Никтея, фиванского царя. Близнецы Амфион и Зет родились в Елевферах; по рождении брошенные на произвол судьбы, они были воспитаны пастухами. По изображению Еврипида, характеры братьев были различны: Зет любил только практически полезные занятия, был пастухом и охотником, Амфион же был предан искусству муз, любил песни и игру на лире. Лик, по смерти своего брата Никтея воцарившийся в Фивах, и жена Лика Дирка держали мать Амфиона и Зета в заключении и жестоко обращались с ней. Она бежала к сыновьям; те пошли тогда на Фивы, убили Лика, а Дирку привязали к рогам быка, которого затем пустили на волю; истерзанное тело Дирки они бросили в источник, получивший потом название Δίρκη. Казнь Дирки изображена в античной мраморной группе, самой большой из сохранившихся античных. Это так называемый Фарнезский бык, произведение Аполлония и Тавриска Траллийских, ныне находящееся в Неаполе. Братья захватили власть над Фивами и обнесли стенами нижний город (Od. 11, 260, где Антиопа названа дочерью Асопа). Говорили, будто камни стены соединялись сами собою под звуки лиры Амфиона. Зет женился на Фебе, дочери Асопа, Амфион на Ниобе (см. Nioba). По преданию, Амфион и Зет покоятся в Фивах в одной общей могиле. Оба они называются белоконными Диоскурами Беотии (Eur. Phoen. 609) и во многих местах Беотии являются основателями городов и победоносными завоевателями. По имени Амфиона было названо Ἀμφεῖον, его святилище в Фивах. Xen. Hell. 5, 4, 8. Никтей и Лик, сыновья Гириея, сына Посейдона и Алкионы, называются опекунами Кадмидов Лабдака и Лаия, из которых последний был, говорят, прогнан из Фив Зетом и Амфионом; т. о. все это семейство изображается как воинственный род владык фиванских, существующий одновременно с родом Кадмидов и представляющий противоположность последнему;
2) царь в беотийском Орхомене. Hom. Od. 11, 283;
3) предводитель епеев в Троянскую войну. Hom. Il. 13, 692.