Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АМФИО́Н

Am­phio (Am­phion), Ἀμφίων, Ἀμφίονος,

1) сын Зев­са и Антио­пы, доче­ри (Асо­па или) Ник­тея, фиван­ско­го царя. Близ­не­цы Амфи­он и Зет роди­лись в Елев­фе­рах; по рож­де­нии бро­шен­ные на про­из­вол судь­бы, они были вос­пи­та­ны пас­ту­ха­ми. По изо­бра­же­нию Еври­пида, харак­те­ры бра­тьев были раз­лич­ны: Зет любил толь­ко прак­ти­че­ски полез­ные заня­тия, был пас­ту­хом и охот­ни­ком, Амфи­он же был пре­дан искус­ству муз, любил пес­ни и игру на лире. Лик, по смер­ти сво­его бра­та Ник­тея воца­рив­ший­ся в Фивах, и жена Лика Дир­ка дер­жа­ли мать Амфи­о­на и Зета в заклю­че­нии и жесто­ко обра­ща­лись с ней. Она бежа­ла к сыно­вьям; те пошли тогда на Фивы, уби­ли Лика, а Дир­ку при­вя­за­ли к рогам быка, кото­ро­го затем пусти­ли на волю; истер­зан­ное тело Дир­ки они бро­си­ли в источ­ник, полу­чив­ший потом назва­ние Δίρ­κη. Казнь Дир­ки изо­бра­же­на в антич­ной мра­мор­ной груп­пе, самой боль­шой из сохра­нив­ших­ся антич­ных. Это так назы­вае­мый Фар­нез­ский бык, про­из­веде­ние Апол­ло­ния и Тав­ри­с­ка Трал­лий­ских, ныне нахо­дя­ще­е­ся в Неа­по­ле. Бра­тья захва­ти­ли власть над Фива­ми и обнес­ли сте­на­ми ниж­ний город (Od. 11, 260, где Антио­па назва­на доче­рью Асо­па). Гово­ри­ли, буд­то кам­ни сте­ны соеди­ня­лись сами собою под зву­ки лиры Амфи­о­на. Зет женил­ся на Фебе, доче­ри Асо­па, Амфи­он на Нио­бе (см. Nio­ba). По пре­да­нию, Амфи­он и Зет поко­ят­ся в Фивах в одной общей моги­ле. Оба они назы­ва­ют­ся бело­кон­ны­ми Дио­с­ку­ра­ми Бео­тии (Eur. Phoen. 609) и во мно­гих местах Бео­тии явля­ют­ся осно­ва­те­ля­ми горо­дов и победо­нос­ны­ми заво­е­ва­те­ля­ми. По име­ни Амфи­о­на было назва­но Ἀμφεῖον, его свя­ти­ли­ще в Фивах. Xen. Hell. 5, 4, 8. Ник­тей и Лик, сыно­вья Гири­ея, сына Посей­до­на и Алки­о­ны, назы­ва­ют­ся опе­ку­на­ми Кад­мидов Лаб­да­ка и Лаия, из кото­рых послед­ний был, гово­рят, про­гнан из Фив Зетом и Амфи­о­ном; т. о. все это семей­ство изо­бра­жа­ет­ся как воин­ст­вен­ный род вла­дык фиван­ских, суще­ст­ву­ю­щий одно­вре­мен­но с родом Кад­мидов и пред­став­ля­ю­щий про­ти­во­по­лож­ность послед­не­му;

2) царь в бео­тий­ском Орхо­мене. Hom. Od. 11, 283;

3) пред­во­ди­тель епе­ев в Тро­ян­скую вой­ну. Hom. Il. 13, 692.

См. также:
АМФИОН (Мифы народов мира)
АМФИОН и ЗЕТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 80—81.
См. по теме: ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе».
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Фарнезский бык».
Мрамор.
Римская копия II в. с греческого оригинала Аполлония Траллийского.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гибель Ниобид.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор.
Римская работа второй половины II в. н. э.
Венеция, Национальный археологический музей.
4. НАДПИСИ. Рим.
Табличка с заклинанием (tabella defixionis).
Свинцовый лист. Середина I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор.
Белый мрамор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе»: пастух.
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Наказание Дирки», известная как «Бык Фарнезе»: Дирка.
Мелкозернистый азийский белый мрамор с желтым оттенком (античные части).
Римская копия кон. II — нач. III в. н. э. эллинистического оригинала 160—50 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор.
Белый мрамор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Наказание Дирки.
Четвертый стиль. 50—79 гг.
Помпеи, Дом Менандра, I 10, 15, комната.
10. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Ливии Авгены.
Около 1—14 гг. н. э.
CIL VI 3995.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА