Словарь античности

КАЛАФ.

1. Круг­лая пле­те­ная кор­зи­на, пред­на­зна­чен­ная для пло­дов, цве­тов, а так­же для хра­не­ния сыра, шер­сти и т. п.

2. Осно­ва­ние коринф­ской капи­те­ли в виде кор­зи­ны, спле­тен­ной из листьев акан­фа.

3. Голов­ной убор Гека­ты, Арте­ми­ды Эфес­ской, Сара­пи­са; сим­вол пло­до­ро­дия.

4. Гли­ня­ный сосуд в фор­ме кор­зи­ны для вина и дру­гих жид­ко­стей.

См. также:
КАЛАФ, КАЛАТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАБАТЕРИЯ • КИПАРИС • ЭМПОСИЯ • ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф.
Мрамор.
Правление Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, LIX. 8.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
Артемида Эфесская.
Сардоникс.
Римская работа. I в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Саркофаг с дионисийскими сценами (длинная панель).
Мрамор.
Римский период.
Мистра, Митрополия.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский саркофаг c орнаментом стригиллато и изображением покойного и его семьи.
Мрамор.
Саркофаг: II—III вв. н. э.
Крышка: 1318 г.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апофеоз Гомера. Деталь: увенчанный Гомер на троне.
Мраморный вотивный рельеф.
Ок. 225—205 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с о сценой мифа о похищении Прозерпины (фронтальная панель).
Мрамор.
200—220 гг. н. э.
Пиза, Кампосанто.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
3. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
4. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕ. ΑΝΤΩΝΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит почти фронтально, повернув голову влево, совершает жертвоприношение над горящим алтарем из патеры в правой руке, в левой держит рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку.
В правом поле: Ε.
5. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
6. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
7. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
8. Статер, золото
Пергам, 334—332 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геракла вправо, с головным убором из шкуры льва.
РЕВЕРС: Палладий, в калафе, стоит анфас в архаическом стиле, держит щит на левой руке и занесенное копье в поднятой правой руке; в поле, слева, коринфский шлем с гребнем; с щита свисает лента, заканчивающаяся кисточками.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА