Словарь античности

КАЛАФ.

1. Круг­лая пле­те­ная кор­зи­на, пред­на­зна­чен­ная для пло­дов, цве­тов, а так­же для хра­не­ния сыра, шер­сти и т. п.

2. Осно­ва­ние коринф­ской капи­те­ли в виде кор­зи­ны, спле­тен­ной из листьев акан­фа.

3. Голов­ной убор Гека­ты, Арте­ми­ды Эфес­ской, Сара­пи­са; сим­вол пло­до­ро­дия.

4. Гли­ня­ный сосуд в фор­ме кор­зи­ны для вина и дру­гих жид­ко­стей.

См. также:
КАЛАФ, КАЛАТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРИБЕЯ, ЕРИБЕЯ • ЭФОДИОН, ПРОГОННЫЕ ДЕНЬГИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Пирующий Дионис.
Краснофигурный кратер-калик. Апулия.
Глина.
Приписывается Мастеру Афин 1714.
Ок. 375—350 гг. до н. э.
Чикаго, Институт искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Саркофаг с дионисийскими сценами (длинная панель).
Мрамор.
Римский период.
Мистра, Митрополия.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Фреска фриза Большого колумбария виллы Дориа Памфили в Риме.
Конец I в. до н. э. — конец I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (фронтальная панель).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
5. ТОРЕВТИКА. Рим.
Чаша с аллегорией плодородия.
Серебро, позолота.
2-я пол. I в. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Коринфская капитель, деталь памятника Лисикрата.
Мрамор.
IV в. до н. э.
Афины, Памятник Лисикрата.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римский саркофаг c орнаментом стригиллато и изображением покойного и его семьи.
Мрамор.
Саркофаг: II—III вв. н. э.
Крышка: 1318 г.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Наиск с восседающей на троне Кибелой. (На антах изображены Гермес Кадмил и Геката).
Мрамор. Посвятительный рельеф. 2-я половина IV в. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис, сатир и пантера.
Среднезернистый мрамор.
Римская копия 160—180 гг. н. э. греческого образца IV в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
3. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
4. AE,
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕ. ΑΝΤΩΝΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит почти фронтально, повернув голову влево, совершает жертвоприношение над горящим алтарем из патеры в правой руке, в левой держит рог изобилия, край одежды переброшен через левую руку.
В правом поле: Ε.
5. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
6. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
7. Медальон, медь
Септимий Север
Стратоникея, 202—211 гг.
АВЕРС: […]ΡΑ ΚΑΙ Μ. ΑΥΡ. ΑΝ. ΚΑΙ ΘⲈ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. ΤϹΛΑΥΤΙΛ. — напротив друг друга бюсты Каракаллы в лавровом венке справа и Плавтиллы в диадеме слева; между ними контрмарка: голова в шлеме вправо и ΘⲈΟΥ (Howgego 188, 536).
ΘЄ. ϹⲈΒ. ΝⲈ. = Θεὰν Σεβαστὴν νέαν (BMCG 18, 158, 64 note).
РЕВЕРС: ϹΤΡΑΤΟΝⲈΙΚⲈΟΝ ⲈΠΙ ΤΩΝ ΠΕΡ. ΤΒ. ΚΑ. ΔΙΟΝΥϹΙΟΥ — Геката, с калафом на голове, стоит влево, в левой руке горящий факел, в правой фиала; слева у ее ног собака.
8. Статер, золото
Пергам, 334—332 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геракла вправо, с головным убором из шкуры льва.
РЕВЕРС: Палладий, в калафе, стоит анфас в архаическом стиле, держит щит на левой руке и занесенное копье в поднятой правой руке; в поле, слева, коринфский шлем с гребнем; с щита свисает лента, заканчивающаяся кисточками.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА