Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ВЕПРЬ

Aper, кабан, дикая сви­нья; мясо это­го живот­но­го счи­та­лось одним из самых лако­мых и глав­ных блюд (ca­put ce­nae) на рим­ских пирах (ani­mal prop­ter con­vi­via na­tum, Juv. 1, 141 или suil­lum pe­cus do­na­tum ab na­tu­ra di­cunt ad epu­lan­dum, Var­ro r. r. 2, 4). Пер­вый научил при­готов­лять каба­нов цели­ком П. Сер­ви­лий Рулл, отец того Рул­ла, про­тив аграр­ных зако­нов кото­ро­го гово­рил две речи Цице­рон. Plin. 8, 51, 78. Varr. r. r. 2, 4, 10. На пиру у Анто­ния было одна­жды пода­но зараз 8 каба­нов. Древ­ние гаст­ро­но­мы спо­ри­ли о срав­ни­тель­ном досто­ин­стве каба­нов умбрий­ских, туск­ских, лукан­ских и лав­рент­ских.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 109.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Дикий кабан.
Напольная мозаика на входе в Дом Весбина (Дом Кабана II).
50—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Весбина, или Дом Кабана II (VIII. 2. 26).
2. МОЗАИКА. Рим.
Фрагмент напольной мозаики со сценами охоты.
Напольная мозаика жилой комнаты 30.
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Зал Малой охоты.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите.
Мрамор.
240—250 гг. н. э., продукция кампанской мастерской.
Капуя, Кафедральный собор, крипта.
4. МОЗАИКА. Рим.
Травля диких животных на арене.
Мозаика из виллы Боргезе.
III в.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе.
5. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна со сценой Калидонской охоты. Крышка с изображением возлежащей мужской фигуры.
Травертин. Первая половина II в. до н. э.
Сан-Джиминьяно, Археологический музей.
6. МОЗАИКА. Рим.
Триумф Нептуна.
Середина II в.
Тунис, Национальный музей Бардо.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Мрамор. III в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на Калидонского вепря.
Лунский мрамор. 170—180 гг. н. э.
Рим, Галерея Дориа-Памфили.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос со сценой охоты на Калидонского вепря.
Фронтальная сторона.
Мрамор. IV в. н. э.
Флоренция, Баптистерий.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Аттический саркофаг со сценами битвы греков с троянцами и сценой калидонской охоты — рельеф тыльной стороны.
Мрамор. 230—240 гг. н. э.
Салоники, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квадрант, медь
Траян
Рим, 101 г.
АВЕРС: IMP. CAES. TRAIAN. AVG. GERM. — Бюст Геркулеса вправо, волосы связаны лентой (taenia), на плечах — шкура льва.
РЕВЕРС: Хряк вправо.
В обрезе: S. C.
2. Денарий, серебро
Гай Целий Кальд
Рим, 51 г. до н.э.
АВЕРС: C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обнаженная голова консула Гая Целия Кальда, обращенная вправо; сзади головы знамя (vexillum) с надписью HIS. (Hispania); спереди знамя в виде кабана. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Позади стола фигура Л. Кальда, приготавливающего пиршество (epulum) для Юпитера1; на столе надпись в две строки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — монограммой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой стороны трофей с круглым македонским щитом, с правой — трофей с трубой (carnyx) и овальным щитом, украшенным пучком молний. Слева и справа вертикальная надпись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), внизу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — монограммой) (Caldus triumvir).

1 Описание реверса дается по RCTV, CRR. Другие варианты для сцены: Babelon: фигура, приготавливающая лектистерний; BMCRR: высокий лектистерний, увенчанный сидящей фигурой; CRR: сидящая фигура на лектистернии; RSC: фигура, сидящая на высоком лектистернии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА