Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ВЕПРЬ

Aper, кабан, дикая сви­нья; мясо это­го живот­но­го счи­та­лось одним из самых лако­мых и глав­ных блюд (ca­put ce­nae) на рим­ских пирах (ani­mal prop­ter con­vi­via na­tum, Juv. 1, 141 или suil­lum pe­cus do­na­tum ab na­tu­ra di­cunt ad epu­lan­dum, Var­ro r. r. 2, 4). Пер­вый научил при­готов­лять каба­нов цели­ком П. Сер­ви­лий Рулл, отец того Рул­ла, про­тив аграр­ных зако­нов кото­ро­го гово­рил две речи Цице­рон. Plin. 8, 51, 78. Varr. r. r. 2, 4, 10. На пиру у Анто­ния было одна­жды пода­но зараз 8 каба­нов. Древ­ние гаст­ро­но­мы спо­ри­ли о срав­ни­тель­ном досто­ин­стве каба­нов умбрий­ских, туск­ских, лукан­ских и лав­рент­ских.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 109.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Кабан и собаки.
Трехслойный оникс. Римская работа. I в.
1,6 × 1,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. МОЗАИКА. Рим.
Погрузка птиц и зверей на галеру. Фрагмент мозаики южной части коридора.
1-я пол. IV в.
Пьяцца Армерина, Римская вилла дель Казале, Коридор Большой охоты.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф «Подвиги Геракла» (фронтальная панель саркофага).
Мрамор. 240—250 гг.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Мелеагре (фронтальная панель).
Мрамор.
Римская работа ок. 180 г. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой охоты на вепря (деталь).
Мрамор. Нач. IV в. н. э.
Остия, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите.
Мрамор.
Ок. 180 г. н. э.
Пиза, Кампосанто.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мелеагр.
Мрамор. Римская копия II в. н. э. греческого оригинала IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал животных, 40.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Краснофигурный кратер на ножке. 350 г. до н.э.

Феррара, Национальный археологический музей.
10. МОЗАИКА. Рим.
Триумф Нептуна.
Середина II в.
Тунис, Национальный музей Бардо.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квадрант, медь
Траян
Рим, 101 г.
АВЕРС: IMP. CAES. TRAIAN. AVG. GERM. — Бюст Геркулеса вправо, волосы связаны лентой (taenia), на плечах — шкура льва.
РЕВЕРС: Хряк вправо.
В обрезе: S. C.
2. Денарий, серебро
Гай Целий Кальд
Рим, 51 г. до н.э.
АВЕРС: C. COEL. CALDVS COS. (Caius Coelius Caldus consul) — обнаженная голова консула Гая Целия Кальда, обращенная вправо; сзади головы знамя (vexillum) с надписью HIS. (Hispania); спереди знамя в виде кабана. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Позади стола фигура Л. Кальда, приготавливающего пиршество (epulum) для Юпитера1; на столе надпись в две строки: L. CALDVS / VII VIR EPVL. (VIR, VL — монограммой) (Lucius Caldus septemvir epulo). С левой стороны трофей с круглым македонским щитом, с правой — трофей с трубой (carnyx) и овальным щитом, украшенным пучком молний. Слева и справа вертикальная надпись: C. CALDVS / IMP. A. X. (Caius Caldus, imperator, augur, decemvir [sacris faciundis]), внизу: C. CALDVS. III VIR. (ALD — монограммой) (Caldus triumvir).

1 Описание реверса дается по RCTV, CRR. Другие варианты для сцены: Babelon: фигура, приготавливающая лектистерний; BMCRR: высокий лектистерний, увенчанный сидящей фигурой; CRR: сидящая фигура на лектистернии; RSC: фигура, сидящая на высоком лектистернии.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА