Словарь античности

КАНФАР, сосуд для питья в фор­ме куб­ка с дву­мя руч­ка­ми, пре­иму­ще­ст­вен­но на высо­кой нож­ке; изготав­ли­вал­ся из обо­жжен­ной гли­ны или метал­ла; атри­бут Дио­ни­са. Кан­фар широ­ко исполь­зо­ва­ли в Гре­ции в 6—5 вв. до н. э.; обна­ру­жен, одна­ко, кан­фар микен­ской эпо­хи (т. н. кубок Несто­ра).


Кан­фар, рас­пи­сан­ный Бри­гом, нач. 5 в. до н. э. (Бостон).

См. также:
КАНФАР (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Сидящий Дионис.
Неоаттический рельеф.
Мрамор. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Пирующий Дионис.
Краснофигурный кратер-калик. Апулия.
Глина.
Приписывается Мастеру Афин 1714.
Ок. 375—350 гг. до н. э.
Чикаго, Институт искусств.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Боргезе. Деталь: сатир и пьяный силен.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа 2-й половины I в. до н. э.
Париж, Лувр.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Пределла со сценой посвящения девушки в дионисийские мистерии.
Фреска из Геркуланума.
IV стиль. 45—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXVIII.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис и менады.
Большой краснофигурный стамнос. Аттика.
Глина.
Приписывается Мастеру фиалы.
Ок. 440 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис и сатир.
Мрамор.
Римская копия 120—140 гг. н. э. греческого образца.
Флоренция, Галерея Уффици.
7. ГЛИПТИКА. Египет.
Сатир и эроты.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
1,8 × 2,3 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с дионисийской сценой.
Мрамор.
50—40 гг. до н. э.
Мадрид, Национальный музей Прадо.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф из Лаконик с изображением сидящей на троне мужской фигуры, предположительно, героизированного покойного.
Поздний архаический период.
Спарта, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф из Лаконик с изображением двух мужских фигур, предположительно, героизированных покойных.
III в. до н. э.
Спарта, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Александр III Великий
Пелла, 336—328 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — юноша на лошади вправо, в руках держит пальмовую ветвь и поводья; внизу — изображение кантара (греческой чаши).
2. Статер, золото
Филипп II Македонский
Пелла, 340—328 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — возничий на биге вправо, в руках держит поводья и кентрон (палку с заостренным концом); внизу — изображение кантара (греческой чаши).
3. AE 20, медь
Авл Габиний
Ниса-Скифополь, 55—54 гг. до н.э.
АВЕРС: Обнаженная голова вправо.
РЕВЕРС: ΓΑΒ ΝΥ — Дионис стоит, обратившись влево, держит канфар и скипетр; в поле L I.
В обрезе: Λ (?).
4. Тетрадрахма, серебро
Наксос, 425 г. до н.э.
АВЕРС: Бородатая голова Диониса, обращенная вправо; на голове бога ободок для волос, украшенный плющевым венком, его относительно короткие волосы свободно спадают вьющимися локонами.
РЕВЕРС: ΝΑΞΙΟΝ — обнаженный и бородатый Силен сидит на корточках анфас, его правое колено поднято, левое на земле, а хвост направлен влево; голова обращена налево к двуручной чаше, которую он держит в правой руке, держа вертикально тирс в левой руке; слева плющевая ветвь.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА