Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

А́РКА

Ar­cus, вся­кая дуга, пред­став­ля­ю­щая полу­кру­жие, все рав­но, есть ли она явле­ние при­ро­ды, как, напр., раду­га (Verg. G. 1, 380 сл. Hor. ep. 2, 3, 18. Liv. 30, 2), или про­из­веде­ние искус­ства, как, напр., три­ум­фаль­ная арка, т. е. ворота, воз­дви­гав­ши­е­ся в честь пол­ко­вод­цев, с победой воз­вра­щаю­щих­ся домой, а впо­след­ст­вии осо­бен­но для чест­во­ва­ния импе­ра­то­ров. Спер­ва арки устра­и­ва­лись очень про­сто, ино­гда из кир­пи­ча, а позд­нее все с бо́льшим и бо́льшим вели­ко­ле­пи­ем из мра­мо­ра; план их в глав­ных очер­та­ни­ях был четы­рех­уголь­ный; кро­ме глав­но­го свод­ча­то­го про­хо­да, зани­мав­ше­го сре­ди­ну, часто дела­лись еще по обе­им его сто­ро­нам два дру­гих, мень­ших. Зда­ние укра­ша­лось колон­на­ми, ста­ту­я­ми и тро­фе­я­ми, кото­рые поме­ща­лись и на поверх­но­сти над­строй­ки (атти­ка), лежав­шей над глав­ным кар­ни­зом. На атти­ке же поме­ща­лась посвя­ти­тель­ная над­пись. Над пере­д­ним сво­дом пари­ли боги­ни победы в скло­нен­ном поло­же­нии, как бы воз­ла­гая побед­ный венок на голо­ву три­ум­фа­то­ра, въез­жаю­ще­го под ворота. Из таких три­ум­фаль­ных арок в Риме сохра­ни­лись сле­дую­щие пять: Ar­cus Dru­si в честь Неро­на Клав­дия Дру­за на Via Ap­pia (Suet. Claud. 1), н. у ворот S. Se­bas­tia­no; Ar­cus Ti­ti у подош­вы Пала­тин­ско­го хол­ма над Sac­ra via, соору­жен­ная в память раз­ру­ше­ния Иеру­са­ли­ма и заме­ча­тель­ная по пре­крас­ным скульп­ту­рам, осо­бен­но по изо­бра­же­нию три­ум­фаль­но­го шест­вия и дра­го­цен­но­стей Иеру­са­лим­ско­го хра­ма, кото­рые нес­ли в этом шест­вии (стол для хле­бов пред­ло­же­ния, семи­свеч­ник и пр.); недав­но она постав­ле­на на новый, более проч­ный фун­да­мент; Ar­cus Sep­ti­mii Se­ve­ri на фору­ме у подош­вы Капи­то­лий­ско­го хол­ма с мно­го­чис­лен­ны­ми релье­фа­ми; Ar­cus Gal­lie­ni и Ar­cus Con­stan­ti­ni, постро­ен­ная в 312 г. и луч­ше всех сохра­нив­ша­я­ся.

См. также:
АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 135.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Августа.
27 г. до н. э.
Римини.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумф Марка Аврелия. Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).
Мрамор. 177—180 гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бог Сол в квадриге.
Рельеф на арке Константина, тондо на короткой восточной стороне.
312—315 гг.
Рим, Арка Константина.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отъезд императора из Рима (profectio).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Арка Траяна.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
8. АРХИТЕКТУРА. Этрурия.
Ворота Августа в Перудже.
III—I вв. до н. э.
Перуджа.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение императора к солдатам (adlocutio).
Рельеф на южной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
3. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 46—47 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VI IMP. XI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
5. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANNI. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
6. Дидрахма, серебро
Клавдий
Цезарея Каппадокийская, 46—48 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями.
7. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERM. — надпись на архитраве триумфальной арки (RCTV: с двумя ионическими колоннами), увенчанной конной статуей вправо между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) держит копье в правой руке; у основания каждого трофея сидят пленники со связанными за спиной руками — тот, что слева, смотрит вправо, тот, который справа — смотрит анфас.
8. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 41—45 гг.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMANICVS IMP. — голова Нерона Клавдия Друза Старшего в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: DE GERMANIS — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник (Cohen, RCTV: Нерон Клавдий Друз) поднял правую руку в знак приветствия.
9. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: DE BRITANN. — надпись на архитраве триумфальной арки, увенчанной конной статуей влево между двумя трофеями; всадник поднял правую руку в знак приветствия и держит копье в левой руке.
10. Сестерций, медь
Клавдий
Рим, 41—42 гг.
АВЕРС: TI. CLAVDIVS CAESAR AVG. P. M. TR. P. IMP. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
Позади шеи и головы прямоугольная контрмарка: NCAPR.
РЕВЕРС: NERO CLAVDIVS DRVSVS GERMAN. IMP. — триумфальная арка, увенчанная конной статуей вправо между двумя трофеями; всадник (RCTV: Нерон Клавдий Друз) держит копье в занесенной правой руке.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА