Словарь античности

КОЛОННЫЕ ОРДЕРА, раз­лич­ные фор­мы колонн, баз, капи­те­лей, харак­тер­ные для гре­че­ской архи­тек­ту­ры. В соче­та­нии с соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми кар­ни­за­ми колон­ные орде­ра делят­ся на несколь­ко типов:


1. При­зе­ми­стая дори­че­ская колон­на (извест­на с 7—6 вв. до н. э.), сто­я­щая на сти­ло­ба­те без базы. Кан­не­лю­ры ство­ла сужа­ют­ся квер­ху. Вали­ко­об­раз­ная капи­тель (эхин) завер­ша­ет­ся тол­стой неукра­шен­ной капи­тель­ной дос­кой (аба­ком).


2. Более строй­ная колон­на иони­че­ско­го орде­ра (с 6 в. до н. э.) дер­жит­ся на двух- или трех­сту­пен­ча­той базе, состо­я­щей из вали­ков (узлов), разде­лен­ной жело­ба­ми (выкруж­ка­ми). Кан­не­лю­ры ство­ла разде­ле­ны мости­ка­ми. Капи­тель завер­ша­ет­ся подуш­кой с дву­мя волю­та­ми, закруг­лен­ны­ми в раз­ные сто­ро­ны. Име­ет­ся тон­кая укра­шен­ная пли­та (абак).


3. В 5 в. до н. э. появ­ля­ет­ся колон­на коринф­ско­го орде­ра. Ствол и база ее по стро­е­нию близ­ки иони­че­ско­му орде­ру, но капи­тель устро­е­на ина­че: она испол­не­на в виде чаши из листьев акан­фа, уси­ки кото­рых закру­чи­ва­ют­ся к углам. Ран­ние фор­мы: эолий­ская и паль­мо­вид­ная капи­тель; из пер­вой обра­зо­ва­лась иони­че­ская капи­тель. Эле­мен­ты отдель­ных орде­ров сме­ши­ва­лись уже в эпо­ху элли­низ­ма (храм в Миле­те), но осо­бен­но силь­но — во вре­ме­на Рим­ской импе­рии. Такое сме­ше­ние слу­жи­ло уси­ле­нию их деко­ра­тив­но­го воздей­ст­вия. Так, напри­мер, в ком­по­зит­ной капи­те­ли сме­ша­ны эле­мен­ты иони­че­ско­го и коринф­ско­го орде­ров. В эпо­ху Ренес­сан­са антич­ные колон­ные орде­ра вновь воз­ро­ди­лись и гос­под­ст­во­ва­ли вплоть до 19 в.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • АМФИПРОСТИЛЬ • ИНКРУСТАЦИЯ • АМФИТЕАТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Атлет.
Стукко.
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
3. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Храм Гефеста в Афинах. Вид с Акрополя.
449—415 г. до н. э.
Афины, Храм Гефеста.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры.
125—135 гг.
Тиволи, Вилла Адриана.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры.
125—135 гг.
Тиволи, Вилла Адриана.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Венеры. Антаблемент.
125—135 гг.
Тиволи, Вилла Адриана.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф, изображающий оглашение авгурий и принесение священных обетов.
Серый мрамор.
1-я четверть II в. н. э.
Париж, Лувр.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Коринфская капитель, деталь памятника Лисикрата.
Мрамор.
IV в. до н. э.
Афины, Памятник Лисикрата.
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Агригент — долина храмов.

Агридженто.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА