Словарь античности

КУЛАЧНЫЙ БОЙ, вид спор­та. Уже во вре­ме­на Гоме­ра был высо­ко­раз­вит. С 688 до н. э. кулач­ный бой был вклю­чен в про­грам­му Олим­пий­ских игр. До 5 в. до н. э. кула­ки бой­цов обма­ты­ва­лись кожа­ны­ми рем­ня­ми, затем эти «мяг­кие» повяз­ки были заме­не­ны пле­те­ны­ми кожа­ны­ми пер­чат­ка­ми, кон­чи­ки паль­цев оста­ва­лись сво­бод­ны­ми. Ко вре­ме­ни утвер­жде­ния про­фес­сио­наль­но­го спор­та пер­чат­ки при­об­ре­ли твер­дость кожа­ных касте­тов с ост­ры­ми кра­я­ми, с помо­щью кото­рых мож­но было при­чи­нить тяж­кие повреж­де­ния про­тив­ни­ку. Рим­ские писа­те­ли сооб­ща­ли о наса­жи­вае­мых на пер­чат­ки метал­ли­че­ских бля­хах. Цель­но­ме­тал­ли­че­ские рука­ви­цы впер­вые появи­лись в импе­ра­тор­ском Риме в боях гла­ди­а­то­ров. Не суще­ст­во­ва­ло ни весо­вых кате­го­рий (лишь диф­фе­рен­ци­а­ция по воз­рас­ту), ни огра­ни­че­ния боев по вре­ме­ни. Неспо­соб­ность про­дол­жать бой в откры­той борь­бе или доб­ро­воль­ная сда­ча про­тив­ни­ка пре­кра­ща­ла схват­ку. Опре­де­ля­лись пра­ви­ла доз­во­лен­ных и недоз­во­лен­ных уда­ров. Сна­ря­же­ние и пра­ви­ла кулач­но­го боя опре­де­ля­ли его стиль. Важ­ное зна­че­ние при­да­ва­лось как удач­ным уда­рам, так и укло­не­нию от них с помо­щью обман­ных дви­же­ний. Тре­ни­ров­ка про­из­во­ди­лась на тяже­лом меш­ке с пес­ком, бок­сер­ской гру­ше, в боях с парт­не­ром и т. н. бое с тенью.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАГИЯ • MANSIO • МАСТИКА • CONSULARIS •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова бойца-атлета.
Работа Лисиппа (?).
Бронза. IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова бойца-атлета.
Работа Лисиппа (?).
Бронза. IV в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
3. МОЗАИКА. Греция.
Напольная мозаика с изображением музыкальных и атлетических состязаний (фрагмент).
Патры.
Конец II — начало III вв. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова атлета.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий кулачный боец («Кулачный боец из Терм», «Квиринальский боксер»).
Бронза.
I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова бойца.

Афины, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Музыка в спорте, дискобол и кулачный боец.
Краснофигурная чаша. Аттика.
Художник Эпиктет, гончар Памфей.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет бойца.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Отдыхающий кулачный боец («Кулачный боец из Терм», «Квиринальский боксер»). Деталь.
Бронза. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фигура юноши из группы «Убийца тирана».
Мрамор.
Флоренция, Сады Боболи.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА