Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

А́РРИИ

Ar­rii, рим­ская фами­лия, про­ис­хо­див­шая из Етру­рии; к ней при­над­ле­жа­ли:

1) Q. Ar­rius, пре­тор 72 г. до Р. Х.; победил одно­го из пред­во­ди­те­лей рабов, Ерик­са, но потом сам был побеж­ден Спар­та­ком. Умер в 71 г. до Р. Х., не успев отпра­вить­ся в Сици­лию, в управ­ле­нии кото­рой дол­жен был насле­до­вать Верре­су. Cic. Verr. 4, 19, 42. Liv. ep. 96;

2) Q. Ar­rius, пре­тор 36 г.; пер­вый при­нес в Рим изве­стие о том, что при­вер­жен­цы Кати­ли­ны ску­чи­ва­ют­ся в отряды. Под­дер­жи­вал кан­дида­ту­ру Цеза­ря на долж­ность кон­су­ла (59 г.), но впо­след­ст­вии был с ним в натя­ну­тых отно­ше­ни­ях. Напро­тив, Цице­рон во вре­мя борь­бы с Кло­ди­ем, не нашед­ший себе помо­щи у Аррия, после подру­жил­ся с ним. Cic. ad Att. 1, 17, 11. Va­tin. 12, 30. Будучи ho­mo no­vus, Аррий обя­зан был тем поло­же­ни­ем, како­го достиг, более сво­ей лов­ко­сти, чем талан­там. Цице­рон, впро­чем, хва­лит его как ора­то­ра. Brut. 69. Зна­ме­ни­то рос­кош­ное уго­ще­ние, кото­рое Аррий пред­ло­жил наро­ду на похо­ро­нах сво­его отца. Hor. sat. 2, 3, 86;

3) и 4) его сыно­вья, извест­ны были сво­им мотов­ст­вом и обжор­ст­вом. Hor. 2, 3, 243 (par no­bi­le frat­rum);

5) Ar­rius Va­rus, слу­жил в вой­ске Вес­па­си­а­на сна­ча­ла в Арме­нии, где сра­жал­ся про­тив пар­фян под пред­во­ди­тель­ст­вом Кор­бу­ло­на (кото­ро­го очер­нил перед Неро­ном), а потом в Пан­но­нии. При Бед­ри­а­ке сра­жал­ся (69 г. от Р. Х.) про­тив Вител­лия и потом сде­лал­ся prae­fec­tus prae­to­rio, но впо­след­ст­вии по интри­гам лишен был этой долж­но­сти. Tac. ann. 13, 9. hist. 3, 16. 61. 4, 2. 68;

6) Ar­ria, жена Цеци­ны Пэта. Когда он вслед­ст­вие обви­не­ния в заго­во­ре про­тив импе­ра­то­ра Клав­дия (в 42 г. от Р. Х.) был при­го­во­рен к смер­ти, Аррия после того, как все ее попыт­ки спа­сти мужа оста­лись тщет­ны­ми, заме­тив, что его реши­мость покон­чить с собой само­убий­ст­вом начи­на­ет коле­бать­ся, сама вон­зи­ла себе в грудь кин­жал и затем пода­ла его мужу со сло­ва­ми: Pae­te, non do­let. Plin. ep. 3, 16. Tac. ann. 12, 52. 16, 34. Suet. Claud. 12. Dio Cass. 60, 16;

7) ее дочь, жена Тра­зеи Пэта (см. Thra­sea);

8) рим­лян­ка, совре­мен­ни­ца Гале­на, после­до­ва­тель­ни­ца пла­то­нов­ской фило­со­фии. Лаер­тий Дио­ген напи­сал для нее свои «жиз­не­опи­са­ния фило­со­фов»;

9) Ar­ria Fa­dia, дочь воль­ноот­пу­щен­ни­ка Кв. Фадия, жена три­ум­ви­ра М. Анто­ния;

10) Ar­ria Fa­dil­la: a) жена Авре­лия Фуль­вия, мать Анто­ни­на Пия; b) дочь импе­ра­то­ра Мар­ка Авре­лия и Фау­сти­ны, сест­ра Ком­мо­да.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 160—161.
См. по теме: ЭРУЦИИ • ЭГНАТУЛЕЙ, ЕГНАТУЛЕЙ • ЭППИЙ, ЕППИЙ • АННИИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки.
Мрамор.
Начало III в. н. э.
CIL XIV 565.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Левый торцовый рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фронтальный рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Левый торцовый рельеф.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Вид сзади.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
6. НАДПИСИ. Рим.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе. Фриз крышки: надпись и портрет покойной.
Мрамор.
Начало III в. н. э.
CIL XIV 565.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с мифом о Селене и Эндимионе.
Мрамор. Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА