Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЗО́ЛОТО

Aurum (ср. Ar­gen­tum и num­mi), шло и в сыром, и в обра­ботан­ном виде, осо­бен­но как укра­ше­ние, на цепоч­ки, запя­стья, дра­го­цен­ные вещи, ору­жие и пр., но так­же на сосуды и утварь вся­ко­го рода. Как моне­та, оно назы­ва­лось обык­но­вен­но sig­na­tum. Aurum co­ro­na­rium, золо­той венок, пер­во­на­чаль­но венок, кото­рый в древ­ние вре­ме­на под­но­си­ла рим­ско­му про­кон­су­лу его про­вин­ция за одер­жан­ную победу; во вре­мя три­ум­фа венок этот нес­ли перед колес­ни­цей три­ум­фа­то­ра; позд­нее ста­ли заме­нять венок день­га­ми, а потом это пере­шло в подать, нала­гав­шу­ю­ся на жите­лей. Cic. agr. 1, 4, 12. 2, 22, 59. Pis. 37, 90. Liv. 38, 37. Подоб­но это­му, aurum Judai­cum назы­ва­лась еже­год­ная пошли­на, нало­жен­ная на сокро­ви­ща Иеру­са­лим­ско­го хра­ма и соби­рав­ша­я­ся с жив­ших в Рим­ской импе­рии евре­ев.

См. также:
ЗОЛОТО (Словарь античности)
ЗОЛОТО (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 196.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭМПОСИЯ • ДЕДУКЦИЯ • ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Фибулы из Вульчи и Марсилианы.
Золото. VII в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
2. ГЛИПТИКА.
Суд Париса.
Италия.
Вторая половина XVI века.
Камея. Халцедон—оникс, золото. 3,0 × 3,6 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Гераклов узел от ожерелья или пояса.
Золото, эмаль и гранат.
Греция. Эллинистический период, IV—III вв. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Лондон.
4. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Фибула из гробницы Бернардини с многофигурным щитком. Деталь.
Золото. VII в. до н. э.
Рим, Музей Пигорини.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну: Гипнос окропляет Ариадну.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
7. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Диадема с подвесками в форме «идолов» большая.
Золото; кат. 10.
2400—2300 гг. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
8. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Диадема с подвесками в форме «идолов» большая.
Золото; кат. 10.
2400—2300 гг. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
9. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Серьги в форме корзиночек с подвесками в форме «идолов».
Золото; кат. 15—16.
2400—2300 гг. до н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
10. ГЛИПТИКА.
Эдип и Сфинкс.
Никколо Амастини (1780—1851).
Италия. Начало XIX века.
Камея. Трехслойный сардоникс, золото. 3,5 × 2,6 см.
Подпись внизу, под линией почвы: N.T. MASTINI F.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА