Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЗО́ЛОТО

Aurum (ср. Ar­gen­tum и num­mi), шло и в сыром, и в обра­ботан­ном виде, осо­бен­но как укра­ше­ние, на цепоч­ки, запя­стья, дра­го­цен­ные вещи, ору­жие и пр., но так­же на сосуды и утварь вся­ко­го рода. Как моне­та, оно назы­ва­лось обык­но­вен­но sig­na­tum. Aurum co­ro­na­rium, золо­той венок, пер­во­на­чаль­но венок, кото­рый в древ­ние вре­ме­на под­но­си­ла рим­ско­му про­кон­су­лу его про­вин­ция за одер­жан­ную победу; во вре­мя три­ум­фа венок этот нес­ли перед колес­ни­цей три­ум­фа­то­ра; позд­нее ста­ли заме­нять венок день­га­ми, а потом это пере­шло в подать, нала­гав­шу­ю­ся на жите­лей. Cic. agr. 1, 4, 12. 2, 22, 59. Pis. 37, 90. Liv. 38, 37. Подоб­но это­му, aurum Judai­cum назы­ва­лась еже­год­ная пошли­на, нало­жен­ная на сокро­ви­ща Иеру­са­лим­ско­го хра­ма и соби­рав­ша­я­ся с жив­ших в Рим­ской импе­рии евре­ев.

См. также:
ЗОЛОТО (Словарь античности)
ЗОЛОТО (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 196.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ЭМПОСИЯ • ЭФОДИОН, ПРОГОННЫЕ ДЕНЬГИ • ДИАПСЕФИЯ, БАЛЛОТИРОВКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Клавдия». Клавдий и Агриппина Младшая (деталь).
Пятислойный оникс, оправа: золото.
Ок. 49 г. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. ГЛИПТИКА.
Суд Париса.
Италия.
Вторая половина XVI века.
Камея. Халцедон—оникс, золото. 3,0 × 3,6 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ТОРЕВТИКА. Греция.
Ваза из Вафио.
Золото. Микенский период.
Афины, Национальный археологический музей.
4. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Железный шлем с серебряными украшениями.
Аттический тип с козырьком.
Греция. Мелос (?).
Железо, серебро, золото, дерево, кожа.
Середина — вторая половина IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея «Принц династии Птолемеев в образе Гермеса».
Сардоникс.
III в. до н. э.
Оправа (золото, эмаль) — XVIII в.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Голова Августа в образе Аполлона.
Сардоникс, золото.
20—30 гг. н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей, Коридор Марии Магдалины деи Медичи.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо, украшенное камеей с женским профилем.
Золото, сардоникс.
Имперское время.
Париж, Лувр.
9. ТОРЕВТИКА. Рим.
Персонификация Африки.
Фиала из Боскореале.
Золото, серебро. I в. н. э.
Париж, Лувр.
10. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Бронзовый кинжал с рельефным изображением львиной охоты. Деталь.
Золото и серебро по черни. XVI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА