Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЗО́ЛОТО

Aurum (ср. Ar­gen­tum и num­mi), шло и в сыром, и в обра­ботан­ном виде, осо­бен­но как укра­ше­ние, на цепоч­ки, запя­стья, дра­го­цен­ные вещи, ору­жие и пр., но так­же на сосуды и утварь вся­ко­го рода. Как моне­та, оно назы­ва­лось обык­но­вен­но sig­na­tum. Aurum co­ro­na­rium, золо­той венок, пер­во­на­чаль­но венок, кото­рый в древ­ние вре­ме­на под­но­си­ла рим­ско­му про­кон­су­лу его про­вин­ция за одер­жан­ную победу; во вре­мя три­ум­фа венок этот нес­ли перед колес­ни­цей три­ум­фа­то­ра; позд­нее ста­ли заме­нять венок день­га­ми, а потом это пере­шло в подать, нала­гав­шу­ю­ся на жите­лей. Cic. agr. 1, 4, 12. 2, 22, 59. Pis. 37, 90. Liv. 38, 37. Подоб­но это­му, aurum Judai­cum назы­ва­лась еже­год­ная пошли­на, нало­жен­ная на сокро­ви­ща Иеру­са­лим­ско­го хра­ма и соби­рав­ша­я­ся с жив­ших в Рим­ской импе­рии евре­ев.

См. также:
ЗОЛОТО (Словарь античности)
ЗОЛОТО (Джонс. Словарь античных римских монет)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 196.
См. по теме: ЭЙРЕСИОНА • ДЕДУКЦИЯ • ΕΚΚΛΗΤΕΥΕΙΝ • ЭМПОСИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА.
Покинутая Ариадна.
Антонио Сантарелли (1750—1820).
Италия. Конец XVIII — начало XIX века.
Камея. Сардоникс, золото.
Внизу, под линией почвы, подпись: SANTARELLI
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо с римской инталией с мужским портретом.
Инталия: Сердолик. I в. до н. э. — I в. н. э.
Кольцо: золото, современная работа.
Аукционный дом Кристи.
4. ВОЕННОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Бронзовый кинжал с рельефным изображением львиной охоты. Деталь.
Золото и серебро по черни. XVI в. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. ТОРЕВТИКА. Греция.
Погребальная маска (т. н. Маска Агамемнона).
Листовое золото, чеканка.
1550—1500 гг. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сатир, обнимающий менаду.
Фреска III стиля из Помпей (V. 1. 26).
1—50 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Группа Ганимеда: пара браслетов из горного хрусталя с золотыми наконечниками в виде бараньих голов.
Золото, горный хрусталь.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Браслет-наруч (браслет для предплечья) — один из пары.
Греция. Золото. Ок. 200 г. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну: Гипнос окропляет Ариадну.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. p).
10. УКРАШЕНИЯ. Этрурия.
Пара этрусских золотых серег.
Золото.
Кон. IV — нач. III в. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА