С. Б. Платнер, Т. Эшби. Топографический словарь Древнего Рима

МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (mau­so­leum Augus­ti) — мав­зо­лей, воз­двиг­ну­тый Авгу­стом в каче­стве ско­рее дина­сти­че­ско­го, чем лич­но­го памят­ни­ка (мож­но заме­тить, что к тому вре­ме­ни вошло в обы­чай поста­нов­ле­ни­ем сена­та пре­до­став­лять выдаю­щим­ся людям пра­во погре­бе­ния на Мар­со­вом поле) для себя, сво­ей семьи и сво­их пре­ем­ни­ков в север­ной части Мар­со­ва поля, меж­ду Фла­ми­ни­е­вой доро­гой и Тиб­ром, уже в 28 г. до н. э. (Suet. Aug. 100: (mau­so­leum) in­ter Fla­mi­niam viam ri­pam­que Ti­be­ris sex­to suo con­su­la­tu extru­xe­rat, cir­cu­miec­tas­que sil­vas et am­bu­la­tio­nes in usum po­pu­li iam turn pub­li­ca­rat[1]; Stra­bo V. 3. 9, p. 236: τὸ Μαυ­σώλειον κα­λούμε­νον, ἐτὶ κρη­πῖδος ὑψη­λῆς λευ­κολί­θου πρὸς τῷ πο­ταμῷ χῶ­μα μέ­γα, ἄχρι κο­ρυφῆς τοῖς ἀειθα­λέσι τῶν δένδρων συ­νηρε­φές· ἐπ’ ἄκρῳ μὲν οὖν εἰκών ἐστι χαλ­κῆ τοῦ Σε­βασ­τοῦ καίσα­ρος, ὑπὸ δὲ τῷ χώ­ματι θῆ­καί εἰσιν αὐτοῦ καὶ τῶν συγ­γε­νῶν καὶ οἰκείων, ὄπισ­θεν δὲ μέ­γα ἄλσος πε­ριπά­τους θαυ­μασ­τοὺς ἔχον[2]); Fas­ti Cupr. (CIL I2. p. 62): [ma]esol[eum]; Mart. II. 59. 2: Cae­sa­reus tho­lus[3] (см. Mi­ca Aurea). Это было пер­вое зда­ние, воз­веден­ное им на Мар­со­вом поле, и оно харак­те­ри­зу­ет его кон­цеп­цию прин­ци­па­та (HJ 497).

На осно­ва­нии этих фраг­мен­тов и сохра­нив­ших­ся руин мож­но сде­лать вывод, что мав­зо­лей состо­ял из боль­шо­го цилин­дра, обли­цо­ван­но­го тра­вер­ти­ном или, как счи­та­ют неко­то­рые, мра­мо­ром; его внеш­ний диа­метр у осно­ва­ния состав­лял 87 мет­ров. Над ним под­ни­ма­лась верх­няя арка­да, следы кото­рой мож­но увидеть на всех изо­бра­же­ни­ях XVI в.; выше, веро­ят­но, были и дру­гие яру­сы, где рос­ли веч­но­зе­ле­ные дере­вья, а на вер­шине нахо­ди­лась брон­зо­вая ста­туя Авгу­ста. Вход был с юга; над ним рас­по­ла­га­лась малень­кая ком­на­та, осве­щен­ная через окно, и про­ход шири­ной 3,5 м вел сквозь двой­ное коль­цо (пер­во­на­чаль­но) закры­тых ком­нат к стене, в кото­рой име­лось два двер­ных про­ема, по одно­му с каж­дой сто­ро­ны бетон­ной мас­сы напро­тив про­хо­да. Эта сте­на под­ни­ма­ет­ся пря­мо вверх, и ее внут­рен­няя поверх­ность вид­на в коридо­ре, окру­жаю­щем нынеш­ний кон­церт­ный зал; она же окру­жа­ла сад эпо­хи Ренес­сан­са (см. ниже). Внут­ри нее, на ниж­нем уровне, нахо­ди­лось два или, воз­мож­но, три кон­цен­три­че­ских коридо­ра; но ниши на этом участ­ке обру­ши­лись, и все вме­сте исполь­зо­ва­лось в Сред­ние Века как печь для обжи­га изве­сти; так что най­ден­ные здесь урны и над­пи­си были не на сво­их местах. В цен­тре нахо­дит­ся квад­рат­ное про­стран­ство, веро­ят­но, пер­во­на­чаль­но запол­нен­ное камен­ной клад­кой для под­держ­ки ста­туи Авгу­ста.

Меж­ду самой внеш­ней кон­цен­три­че­ской сте­ной и сле­дую­щей рас­по­ло­жен ряд из две­на­дца­ти боль­ших ком­нат, кото­рые в антич­но­сти, веро­ят­но, были совер­шен­но недо­ступ­ны. Внеш­няя сте­на, сохра­нив­ша­я­ся до сколь­ко-нибудь зна­чи­тель­ной высоты, име­ет две­на­дцать полу­круг­лых ниш, пред­на­зна­чен­ных не для укра­ше­ния, а для под­держ­ки наруж­ной обли­цо­воч­ной сте­ны из тра­вер­ти­на. В цен­тре каж­дой ниши нахо­дит­ся хор­до­вая сте­на, веро­ят­но, пред­на­зна­чен­ная для разде­ле­ния мас­сы зем­ли, запол­няв­шей нишу, и пред­от­вра­ще­ния ее раз­бу­ха­ния, кото­рое мог­ло бы вызвать обру­ше­ние. Нет ника­ких сле­дов квад­рат­но­го фун­да­мен­та, и мав­зо­лей, веро­ят­но, напо­ми­нал один из с.333 могиль­ных кур­га­нов в Цере, в Южной Этру­рии, хотя дол­жен был воз­вы­шать­ся в несколь­ко яру­сов, и поэто­му зем­ля­ная насыпь на вер­шине, види­мо, была срав­ни­тель­но неве­ли­ка. На отдель­но сто­я­щих колон­нах1 (а не на внеш­ней стене мав­зо­лея), с двух сто­рон от вхо­да, были при­креп­ле­ны две брон­зо­вые таб­ли­цы, на кото­рых начер­та­ны «Дея­ния Боже­ст­вен­но­го Авгу­ста» (извест­ные так­же как «Анкир­ский памят­ник», ибо их самая пол­ная копия сохра­ни­лась на сте­нах хра­ма Авгу­ста в Анки­ре, совре­мен­ной Анка­ре)2. Идея Гардт­ха­у­зе­на (Mitt. 1921—1922, 111—144) о том, что эти таб­ли­цы раз­ме­ща­лись на внеш­них контр­фор­сах само­го мав­зо­лея, чрез­вы­чай­но неудач­на; и его ста­тья, хоть и содер­жит цен­ную инфор­ма­цию, в боль­шин­стве дета­лей вво­дит чита­те­ля в заблуж­де­ние. Так, еди­ни­ца изме­ре­ния, исполь­зо­ван­ная на плане П. А. Буфа­ли­ни, — не пядь (= 25 см), а ладонь (= 223 мм). Перед вхо­дом сто­я­ло два обе­лис­ка (см. Obe­lis­ci Mau­so­lei Augus­ti); мав­зо­лей был окру­жен обшир­ным пар­ком, где рос­ли дере­вья и были про­ло­же­ны аллеи.

Пер­вым чело­ве­ком, чей прах был поме­щен в мав­зо­лей, стал пред­по­ла­гае­мый наслед­ник Авгу­ста Мар­целл, умер­ший в 23 г. до н. э. (Cass. Dio LIII. 30. 5; Verg. Aen. VI. 873: quae, Ti­be­ri­ne, vi­de­bis fu­ne­ra cum tu­mu­lum prae­ter­la­be­re re­cen­tem[4]; Con­sol. ad Liv. 67)3; затем Агрип­па в 12 г. до н. э. (Cass. Dio LIV. 28. 5: αὐτὸν ἐν τῷ ἑαυτοῦ μνη­μείῳ ἔθα­ψε, καίτοι ἔδιον ἐν τῷ Ἀρείῳ πε­δίῳ λα­βόν­τα[5]; см. Se­pulcrum Ag­rip­pae) и Друз в 9 г. до н. э. (Cass. Dio LV. 2. 3; Con­sol. cit.; Suet. Claud. 1; ср. Tu­mu­lus Iuliae). Остан­ки двух вну­ков Авгу­ста, так­же пред­на­зна­чав­ших­ся ему в наслед­ни­ки, Луция (2 г. н. э.) и Гая (4 г. н. э.) так­же были поме­ще­ны сюда (Fas­ti Cupr. cit. — решаю­щее свиде­тель­ство для послед­не­го; об урне, неко­гда содер­жав­шей либо его прах, либо, более веро­ят­но, прах его бра­та, см. CIL VI. 884, и HJ 615, прим. 37. Отно­сит­ся ли фраг­мент эло­гия Луция (CIL VI. 895 = 31195) к мав­зо­лею, неяс­но), хотя, воз­мож­но, в отдель­ном соору­же­нии или, может быть, про­сто в отдель­ной ком­на­те (Cass. Dio LXXVIII. 24: τό τε σῶ­μα αὐτῆς (Юлия Дом­на) ἐς τὴν ῾Ρω­μην ἀναχθὲν ἐν τῷ τοῦ Γαΐου τοῦ τε Λου­κίου μνή­ματι κα­τετέ­θη· ὕστε­ρον μέν­τοι καὶ ἐκεῖ­ναπρὸς τῆς Μαίσηςἐς τὸ τοῦ Ἀντω­νίνου τε­μένισ­μα με­τεκο­μίσ­θη[6]). См. Sep. C. et L. Cae­sa­ris.

В 14 г. н. э. сюда был поме­щен прах само­го Авгу­ста (Cass. Dio LVI. 42; Tac. Ann. I. 8). В заве­ща­нии он запре­тил хоро­нить в мав­зо­лее свою дочь Юлию и ее дочь (Suet. Aug. 110; Cass. Dio LVI. 32). Пред­став­ля­ет­ся, что Хирш­фельд при­да­ет слиш­ком боль­шое зна­че­ние утвер­жде­нию «Мира­би­лий» (§ 22, у Jord. II. 629), что в цен­тре мав­зо­лея нахо­ди­лась апсида, а в ней — ста­туя сидя­ще­го Авгу­ста. За ним вско­ре после 19 г. после­до­вал Гер­ма­ник (Tac. Ann. III. 4: re­li­quiae с.334 tu­mu­lo Augus­to in­fe­re­ban­tur[7]; два фраг­мен­та его эло­гия, выре­зан­но­го на бло­ках4, отно­ся­щих­ся к обли­цов­ке базы, при­веде­ны в CIL VI. 894 = 31194). О его детях см. Ustri­num Do­mus Augus­tae. Прах Ливии был поме­щен сюда в 29 г. н. э. (Cass. Dio LVIII. 2. 3), а восемь лет спу­стя — прах Тибе­рия (антич­ные источ­ни­ки пря­мо не упо­ми­на­ют это, но они, несо­мнен­но, отме­ти­ли бы его исклю­че­ние; и CIL VI. 885, над­пись на его погре­баль­ной урне, еще сохра­нив­шей­ся в XVI в., вполне соот­вет­ст­ву­ет осталь­ным над­пи­сям из мав­зо­лея). Его пре­ем­ник Кали­гу­ла, чья мать Агрип­пи­на и бра­тья Нерон и Друз умер­ли — двое пер­вых в изгна­нии, послед­ний в под­зе­ме­льях Пала­ти­на, — собрал их остан­ки и поме­стил сюда (Cass. Dio LIX. 3: τὰ ὀστᾶ τά τε τῆς μητ­ρὸς καὶ τὰ τῶν ἀδελ­φῶν τῶν ἀπο­θανόν­των[8]; Suet. Tib. 54: am­bo­rum sic re­li­quias dis­per­sas ut vix quan­do­que col­li­gi pos­sent[9]). Мра­мор­ный блок с над­пи­сью в честь Агрип­пи­ны, неко­гда содер­жав­ший урну из более дра­го­цен­но­го мате­ри­а­ла, куда были поме­ще­ны ее кре­ми­ро­ван­ные остан­ки (os­sa), еще сохра­нил­ся в Палац­цо Кон­сер­ва­то­ров (CIL VI. 886), тогда как блок с над­пи­сью стар­ше­го Неро­на исчез толь­ко после XVI в. (там же, 887). Упо­ми­на­ние обо­их бра­тьев в про­ци­ти­ро­ван­ных выше над­пи­сях, опре­де­лен­но поз­во­ля­ет счи­тать, что с остан­ка­ми млад­ше­го Дру­за посту­пи­ли так же.

Хирш­фельд счи­та­ет, что Дру­зил­ла, сест­ра Кали­гу­лы, тоже была похо­ро­не­на здесь, но пря­мых свиде­тельств это­му нет — как и в слу­ча­ях Клав­дия, Бри­тан­ни­ка и Вес­па­си­а­на. Дверь мав­зо­лея неожи­дан­но рас­пах­ну­лась неза­дол­го до смер­ти послед­не­го (Suet. Vesp. 23; Cass. Dio LXVI. 17), но он заявил, что это зна­ме­ние к нему не отно­сит­ся. См. так­же Gens Fla­via, templum. Фраг­мен­тар­ная над­пись VES­PA­SIA­NI (CIL VI. 893) не может ука­зы­вать на импе­ра­то­ра и, воз­мож­но, отно­сит­ся к сыну Фла­вия Кле­мен­та (Pros. II. 77. 262). Упо­ми­на­ние Таци­та о вто­рой жене Неро­на Поппее Сабине, cor­pus… tu­mu­lo Iulio­rum in­fer­tur[10] (Ann. XVI. 6), обыч­но свя­зы­ва­ют с мав­зо­ле­ем; вряд ли оно может отно­сить­ся к Tu­mu­lus Iuliae (q. v.). С дру­гой сто­ро­ны, Нер­ва опре­де­лен­но был похо­ро­нен здесь (Epit. de Caes. 12. 12: cui­us cor­pus a se­na­tu, ut quon­dam Augus­ti, ho­no­re de­la­tum, in se­pulcro Augus­ti se­pul­tum est[11]), и воз­мож­но даже, что автор «Мира­би­лий» (цит. выше) дей­ст­ви­тель­но видел его над­гроб­ную над­пись, как пола­га­ет Хирш­фельд, или, по мень­шей мере, над­пись на базе его ста­туи, кото­рая недав­но была обна­ру­же­на (BC 1926, 222).

Прах Тра­я­на, как хоро­шо извест­но, был поме­щен в ком­на­ту в осно­ва­нии его колон­ны, тогда как, Адри­ан, как пря­мо сооб­ща­ет­ся, ἐτά­φηπρὸς τῇ γε­φύρᾳ τῇ Αἰλίᾳ· ἐνταῦθα γὰρ τὸ μνῆ­μα κα­ρεσ­κεύασα­το. τὸ γὰρ τοῦ Αὐγούσ­του ἐπεπ­λή­ρωτο, καὶ οὐκέ­τι οὐδεὶς ἐν αὐτῷ ἐτέ­θη[12] (Cass. Dio LXIX. 23). Как извест­но из над­пи­си воль­ноот­пу­щен­ни­ка Тра­я­на, с.335 в тече­ние неко­то­ро­го вре­ме­ни мав­зо­лей нахо­дил­ся на попе­че­нии импе­ра­тор­ско­го про­ку­ра­то­ра (CIL VI. 8686: M. Ul­pius Aug. l. Aeg­lus proc. mau­so­laei ima­gi­nem Co­rin­theam Tra­iani Cae­sa­ris col­leg(io) fae­na­rio­rum d(ono) d(edit)[13]). Он откры­вал­ся еще лишь одна­жды — когда туда вре­мен­но поме­сти­ли тело Юлии Дом­ны (см. выше).

Обе­лис­ки упо­мя­ну­ты Амми­а­ном Мар­цел­ли­ном и в бре­виа­ри­ях ката­ло­гов No­ti­tia и Cu­rio­sum; но уди­ви­тель­но, что мав­зо­лей как тако­вой не упо­мя­нут в тек­сте в чис­ле памят­ни­ков IX рай­о­на. Рас­сказ о его раз­граб­ле­нии Ала­ри­хом в 410 г. не име­ет исто­ри­че­ских осно­ва­ний, и о его раз­ру­ше­нии ниче­го не извест­но. На про­тя­же­нии всех сред­них веков он сохра­нял свое назва­ние: Mons Augus­tus[14] в 955—962 (ASRSP 1899, 269); в XII в. упо­ми­на­ют­ся церк­ви S. An­ge­lus de Augus­ta, S. Geor­gius de Augus­ta, S. Iaco­bus de Augus­ta и S. Ma­ri­na de Pos­te­ru­la pro­pe mon­tem Augus­tum[15] (Arm. 324 f.; HCh 195, 254, 265, 315, 380—381), а в XIII — por­tus Agus­te или Aus­tu[16], откуда на судах отправ­ля­ли мра­мор для стро­и­тель­ства кафед­раль­но­го собо­ра Орви­е­то (BC 1897, 295). Семья Колон­на пре­вра­ти­ла руи­ны в кре­пость, и ее раз­ру­ше­ние в 1167 нанес­ло зна­чи­тель­ный ущерб руи­нам. Одна­ко укреп­ле­ния были отре­мон­ти­ро­ва­ны в 1241 г. В 1354 г. здесь было сожже­но тело Колы ди Риен­цо.

К XVI в. мав­зо­лей стал садом; тогда он при­над­ле­жал семье Соде­ри­ни. (Важ­ные рисун­ки Баль­дас­са­ре Перуц­ци, уже рас­смот­рен­ные Лан­ча­ни в BC 1882, 152—154, теперь при­веде­ны в фор­ме оттис­ка в Bar­to­li, Di­seg­ni deg­li Uf­fi­zi5. Рису­нок дю Пера­ка (Ves­ti­gi, 36) хоро­шо изве­стен и часто вос­про­из­во­дит­ся; ср. DuP 136—137 и рис. 82—84; ср. так­же Va­sa­ri So­cie­ty, сер. II, часть III, № 16, и Bur­lington Ma­ga­zi­ne XLII. (Feb. 1923) 1076.) Позд­нее он пере­шел к семье Корреа. В 1793 г. про­во­ди­лись рас­коп­ки под руко­вод­ст­вом Мар­ке­зе Фран­че­ско Саве­рио Виваль­ди Армен­тье­ри, о резуль­та­тах кото­рых извест­но мало. В нача­ле XIX в. на месте сада уже был создан цирк, а сего­дня мав­зо­лей увен­чан обшир­ным кон­церт­ным залом, извест­ным как Аугу­стео, при вхо­де в кото­рый все еще мож­но увидеть круп­ные руи­ны ком­нат, обли­цо­ван­ных рети­ку­ла­том.

См. BC 1882, 152—154; 1885, 89 сл. (оши­боч­ная попыт­ка иден­ти­фи­ци­ро­вать Di­vo­rum[17] из Ката­ло­гов рай­о­нов с мав­зо­ле­ем; см. Por­ti­cus Di­vo­rum); 1895, 301 сл.; Hirschfeld в Berl. Sitz. Ber. 1886, 1149—1160 (= Klei­ne Schrif­ten, 449—465); LR 464—466; LS II. 13—19; III. 247; HJ 614—617; Altm. 46—49; Kor­ne­mann, Mau­so­leum und Ta­ten­be­richt des Augus­tus, Leip­zig 1921; Cor­dingley и Rich­mond в PBS X. 23—35, илл. IX—XIX; Co­li­ni и Gig­lio­li в BC 1926, 191—234; YW 1927, 102—103.

См. также:
МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Мавзолей Августа (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Ср. Mitt. 1904, 57; Kor­ne­mann, Mau­so­leum und Ta­ten­be­richt des Augus­tus, 16.
  • 2Еще одна их копия была най­де­на в Антио­хии в Писидии и опуб­ли­ко­ва­на Рэм­си и фон Пре­мер­штей­ном в Klio, Bei­heft 19.
  • 3Были най­де­ны над­пись с его име­нем и име­нем его мате­ри, а так­же (веро­ят­но) урна послед­ней. [Допол­не­ние со стр. 606: О недав­них рас­коп­ках см. YW 1927—1928, 117; Ca­pi­to­lium, IV, 11—22.]
  • 4HJ 616, n. 39, назы­ва­ет их мра­мор­ны­ми бло­ка­ми, и свиде­тель­ство Перуц­ци под­дер­жи­ва­ет его (CIL VI. p. 840); но они не мог­ли при­над­ле­жать базе, если Перуц­ци прав, утвер­ждая, что она была тра­вер­ти­но­вой (BC 1882, 154). [Допол­не­ние со стр. 606: Перуц­ци фак­ти­че­ски ниче­го не гово­рит о мате­ри­а­ле.]
  • 5Илл. CXI—CXV (CXXXII, CLXXXIV отно­сят­ся толь­ко к обе­лис­кам). Ср. так­же BA 1927—1928, 30 sqq.
  • 6Ср. так­же Ke­ku­lé von Stra­do­nitz, Ko­pien einer Frauensta­tue (57 Berl. Win­ckel­mannsprog­ramm), 3, 31.
  • ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИЦЫ:

  • [1]Это зда­ние (мав­зо­лей) меж­ду Фла­ми­ни­е­вой доро­гой и бере­гом Тиб­ра выстро­ил сам Август в свое шестое кон­суль­ство и тогда же отдал в поль­зо­ва­ние наро­ду окрест­ные рощи и места для про­гу­лок (Пере­вод М. Л. Гас­па­ро­ва).
  • [2]Самым заме­ча­тель­ным памят­ни­ком явля­ет­ся так назы­вае­мый Мав­зо­лей — боль­шая, на высо­ком фун­да­мен­те из бело­го мра­мо­ра могиль­ная насыпь у самой реки, до вер­ши­ны густо уса­жен­ная веч­но­зе­ле­ны­ми дере­вья­ми. На вер­шине сто­ит брон­зо­вая ста­туя Авгу­ста Цеза­ря. Под насы­пью нахо­дят­ся гроб­ни­цы его само­го, род­ст­вен­ни­ков и близ­ких. За Мав­зо­ле­ем рас­по­ло­жен боль­шой парк с пре­лест­ны­ми алле­я­ми для про­гу­лок (Пере­вод Г. А. Стра­та­нов­ско­го).
  • [3]Цеза­рев купол (Пере­вод Ф. А. Пет­ров­ско­го).
  • [4]И какое узришь погре­бе­нье // Ты, Тибе­рин, когда воды помчишь мимо све­жей моги­лы! (Пере­вод С. Оше­ро­ва).
  • [5]Он похо­ро­нил его в сво­ей соб­ст­вен­ной гроб­ни­це, хотя Агрип­па сам устро­ил себе гроб­ни­цу на Мар­со­вом поле (Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой).
  • [6]Ее (Юлии Дом­ны) тело было достав­ле­но в Рим и поме­ще­но в гроб­ни­цу Гая и Луция. Позд­нее, одна­ко, ее прах, как и прах Геты, был пере­не­сен ее сест­рой Мезой на уча­сток Анто­ни­на (Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой).
  • [7]Остан­ки были пере­но­си­мы в гроб­ни­цу Авгу­ста (Пере­вод А. С. Бобо­ви­ча).
  • [8]Кости сво­ей покой­ной мате­ри и бра­тьев (Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой).
  • [9]Остан­ки обо­их были так раз­ме­та­ны, что их лишь с вели­ким трудом уда­лось впо­след­ст­вии собрать (Пере­вод М. Л. Гас­па­ро­ва).
  • [10]Тело… пере­но­сят в гроб­ни­цу Юли­ев (Пере­вод А. С. Бобо­ви­ча).
  • [11]Тело его, как неко­гда тело Авгу­ста, сенат про­во­дил с поче­том и похо­ро­нил в гроб­ни­це Авгу­ста (Пере­вод В. С. Соко­ло­ва).
  • [12]…был похо­ро­нен воз­ле самой реки, рядом с Эли­е­вым мостом, ибо там он устро­ил свою гроб­ни­цу, посколь­ку гроб­ни­ца Авгу­ста была пол­на и с это­го вре­ме­ни туда боль­ше не поме­сти­ли ни одно­го тела (Cass. Dio LXIX. 23) (Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой).
  • [13]Марк Уль­пий, воль­ноот­пу­щен­ник Авгу­ста, Эгл, про­ку­ра­тор мав­зо­лея, пода­рил кол­ле­гии тор­гов­цев сеном коринф­ское изо­бра­же­ние Тра­я­на Цеза­ря (Пере­вод О. В. Люби­мо­вой).
  • [14]Гора Август.
  • [15]Церк­ви Свя­то­го Анге­ла у Авгу­ста, Свя­то­го Геор­гия у Авгу­ста, Свя­то­го Иако­ва у Авгу­ста и Свя­той Мари­ны у Зад­них ворот воз­ле горы Авгу­ста.
  • [16]Порт Агу­сте или Аусти.
  • [17]Боже­ст­вен­ных.

  • © 1929 г. Samuel Ball Platner, Thomas Ashby. A Topographical Dictionary of Ancient Rome, pp. 332—335. London: Humphrey Milford. Oxford University Press. 1929.
    © 2010 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
    См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Долихена • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Развалины мавзолея Августа.
    Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
    1756 г.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
    Бой быков в мавзолее Августа.
    Акварель Б. Пинелли (1781—1835).
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Мавзолей Августа.
    Гравюра из «Видов развалин Древнего Рима» Ало Джованьоли, 1619 г.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Мавзолей Августа. Реконструкция Дж. Гатти.
    29 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Внутренний вид мавзолея Августа после реставрации.
    29 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Интерьер мавзолея Августа после реставрации.
    29 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Мавзолей Августа.
    Гравюра Джузеппе Вази, 1754 г.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
    Мавзолей Августа.
    Гравюра Марко Саделера, 1660 г.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Мавзолей Августа в 1937 году.
    29 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
    Мавзолей Августа в 1963 году.
    29 г. до н. э.
    Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА