МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (mausoleum Augusti) — мавзолей, воздвигнутый Августом в качестве скорее династического, чем личного памятника (можно заметить, что к тому времени вошло в обычай постановлением сената предоставлять выдающимся людям право погребения на Марсовом поле) для себя, своей семьи и своих преемников в северной части Марсова поля, между Фламиниевой дорогой и Тибром, уже в 28 г. до н. э. (Suet. Aug. 100: (mausoleum) inter Flaminiam viam ripamque Tiberis sexto suo consulatu extruxerat, circumiectasque silvas et ambulationes in usum populi iam turn publicarat[1]; Strabo V. 3. 9, p. 236: τὸ Μαυσώλειον καλούμενον, ἐτὶ κρηπῖδος ὑψηλῆς λευκολίθου πρὸς τῷ ποταμῷ χῶμα μέγα, ἄχρι κορυφῆς τοῖς ἀειθαλέσι τῶν δένδρων συνηρεφές· ἐπ’ ἄκρῳ μὲν οὖν εἰκών ἐστι χαλκῆ τοῦ Σεβαστοῦ καίσαρος, ὑπὸ δὲ τῷ χώματι θῆκαί εἰσιν αὐτοῦ καὶ τῶν συγγενῶν καὶ οἰκείων, ὄπισθεν δὲ μέγα ἄλσος περιπάτους θαυμαστοὺς ἔχον[2]); Fasti Cupr. (CIL I2. p. 62): [ma]esol[eum]; Mart. II. 59. 2: Caesareus tholus[3] (см. Mica Aurea). Это было первое здание, возведенное им на Марсовом поле, и оно характеризует его концепцию принципата (HJ 497).
На основании этих фрагментов и сохранившихся руин можно сделать вывод, что мавзолей состоял из большого цилиндра, облицованного травертином или, как считают некоторые, мрамором; его внешний диаметр у основания составлял 87 метров. Над ним поднималась верхняя аркада, следы которой можно увидеть на всех изображениях XVI в.; выше, вероятно, были и другие ярусы, где росли вечнозеленые деревья, а на вершине находилась бронзовая статуя Августа. Вход был с юга; над ним располагалась маленькая комната, освещенная через окно, и проход шириной 3,5 м вел сквозь двойное кольцо (первоначально) закрытых комнат к стене, в которой имелось два дверных проема, по одному с каждой стороны бетонной массы напротив прохода. Эта стена поднимается прямо вверх, и ее внутренняя поверхность видна в коридоре, окружающем нынешний концертный зал; она же окружала сад эпохи Ренессанса (см. ниже). Внутри нее, на нижнем уровне, находилось два или, возможно, три концентрических коридора; но ниши на этом участке обрушились, и все вместе использовалось в Средние Века как печь для обжига извести; так что найденные здесь урны и надписи были не на своих местах. В центре находится квадратное пространство, вероятно, первоначально заполненное каменной кладкой для поддержки статуи Августа.
Между самой внешней концентрической стеной и следующей расположен ряд из двенадцати больших комнат, которые в античности, вероятно, были совершенно недоступны. Внешняя стена, сохранившаяся до сколько-нибудь значительной высоты, имеет двенадцать полукруглых ниш, предназначенных не для украшения, а для поддержки наружной облицовочной стены из травертина. В центре каждой ниши находится хордовая стена, вероятно, предназначенная для разделения массы земли, заполнявшей нишу, и предотвращения ее разбухания, которое могло бы вызвать обрушение. Нет никаких следов квадратного фундамента, и мавзолей, вероятно, напоминал один из с.333 могильных курганов в Цере, в Южной Этрурии, хотя должен был возвышаться в несколько ярусов, и поэтому земляная насыпь на вершине, видимо, была сравнительно невелика. На отдельно стоящих колоннах1 (а не на внешней стене мавзолея), с двух сторон от входа, были прикреплены две бронзовые таблицы, на которых начертаны «Деяния Божественного Августа» (известные также как «Анкирский памятник», ибо их самая полная копия сохранилась на стенах храма Августа в Анкире, современной Анкаре)2. Идея Гардтхаузена (Mitt. 1921—1922, 111—144) о том, что эти таблицы размещались на внешних контрфорсах самого мавзолея, чрезвычайно неудачна; и его статья, хоть и содержит ценную информацию, в большинстве деталей вводит читателя в заблуждение. Так, единица измерения, использованная на плане П. А. Буфалини, — не пядь (= 25 см), а ладонь (= 223 мм). Перед входом стояло два обелиска (см. Obelisci Mausolei Augusti); мавзолей был окружен обширным парком, где росли деревья и были проложены аллеи.
Первым человеком, чей прах был помещен в мавзолей, стал предполагаемый наследник Августа Марцелл, умерший в 23 г. до н. э. (Cass. Dio LIII. 30. 5; Verg. Aen. VI. 873: quae, Tiberine, videbis funera cum tumulum praeterlabere recentem[4]; Consol. ad Liv. 67)3; затем Агриппа в 12 г. до н. э. (Cass. Dio LIV. 28. 5: αὐτὸν ἐν τῷ ἑαυτοῦ μνημείῳ ἔθαψε, καίτοι ἔδιον ἐν τῷ Ἀρείῳ πεδίῳ λαβόντα[5]; см. Sepulcrum Agrippae) и Друз в 9 г. до н. э. (Cass. Dio LV. 2. 3; Consol. cit.; Suet. Claud. 1; ср. Tumulus Iuliae). Останки двух внуков Августа, также предназначавшихся ему в наследники, Луция (2 г. н. э.) и Гая (4 г. н. э.) также были помещены сюда (Fasti Cupr. cit. — решающее свидетельство для последнего; об урне, некогда содержавшей либо его прах, либо, более вероятно, прах его брата, см. CIL VI. 884, и HJ 615, прим. 37. Относится ли фрагмент элогия Луция (CIL VI. 895 = 31195) к мавзолею, неясно), хотя, возможно, в отдельном сооружении или, может быть, просто в отдельной комнате (Cass. Dio LXXVIII. 24: τό τε σῶμα αὐτῆς (Юлия Домна) ἐς τὴν ῾Ρωμην ἀναχθὲν ἐν τῷ τοῦ Γαΐου τοῦ τε Λουκίου μνήματι κατετέθη· ὕστερον μέντοι καὶ ἐκεῖνα… πρὸς τῆς Μαίσης… ἐς τὸ τοῦ Ἀντωνίνου τεμένισμα μετεκομίσθη[6]). См. Sep. C. et L. Caesaris.
В 14 г. н. э. сюда был помещен прах самого Августа (Cass. Dio LVI. 42; Tac. Ann. I. 8). В завещании он запретил хоронить в мавзолее свою дочь Юлию и ее дочь (Suet. Aug. 110; Cass. Dio LVI. 32). Представляется, что Хиршфельд придает слишком большое значение утверждению «Мирабилий» (§ 22, у Jord. II. 629), что в центре мавзолея находилась апсида, а в ней — статуя сидящего Августа. За ним вскоре после 19 г. последовал Германик (Tac. Ann. III. 4: reliquiae с.334 tumulo Augusto inferebantur[7]; два фрагмента его элогия, вырезанного на блоках4, относящихся к облицовке базы, приведены в CIL VI. 894 = 31194). О его детях см. Ustrinum Domus Augustae. Прах Ливии был помещен сюда в 29 г. н. э. (Cass. Dio LVIII. 2. 3), а восемь лет спустя — прах Тиберия (античные источники прямо не упоминают это, но они, несомненно, отметили бы его исключение; и CIL VI. 885, надпись на его погребальной урне, еще сохранившейся в XVI в., вполне соответствует остальным надписям из мавзолея). Его преемник Калигула, чья мать Агриппина и братья Нерон и Друз умерли — двое первых в изгнании, последний в подземельях Палатина, — собрал их останки и поместил сюда (Cass. Dio LIX. 3: τὰ ὀστᾶ τά τε τῆς μητρὸς καὶ τὰ τῶν ἀδελφῶν τῶν ἀποθανόντων[8]; Suet. Tib. 54: amborum sic reliquias dispersas ut vix quandoque colligi possent[9]). Мраморный блок с надписью в честь Агриппины, некогда содержавший урну из более драгоценного материала, куда были помещены ее кремированные останки (ossa), еще сохранился в Палаццо Консерваторов (CIL VI. 886), тогда как блок с надписью старшего Нерона исчез только после XVI в. (там же, 887). Упоминание обоих братьев в процитированных выше надписях, определенно позволяет считать, что с останками младшего Друза поступили так же.
Хиршфельд считает, что Друзилла, сестра Калигулы, тоже была похоронена здесь, но прямых свидетельств этому нет — как и в случаях Клавдия, Британника и Веспасиана. Дверь мавзолея неожиданно распахнулась незадолго до смерти последнего (Suet. Vesp. 23; Cass. Dio LXVI. 17), но он заявил, что это знамение к нему не относится. См. также Gens Flavia, templum. Фрагментарная надпись VESPASIANI (CIL VI. 893) не может указывать на императора и, возможно, относится к сыну Флавия Клемента (Pros. II. 77. 262). Упоминание Тацита о второй жене Нерона Поппее Сабине, corpus… tumulo Iuliorum infertur[10] (Ann. XVI. 6), обычно связывают с мавзолеем; вряд ли оно может относиться к Tumulus Iuliae (q. v.). С другой стороны, Нерва определенно был похоронен здесь (Epit. de Caes. 12. 12: cuius corpus a senatu, ut quondam Augusti, honore delatum, in sepulcro Augusti sepultum est[11]), и возможно даже, что автор «Мирабилий» (цит. выше) действительно видел его надгробную надпись, как полагает Хиршфельд, или, по меньшей мере, надпись на базе его статуи, которая недавно была обнаружена (BC 1926, 222).
Прах Траяна, как хорошо известно, был помещен в комнату в основании его колонны, тогда как, Адриан, как прямо сообщается, ἐτάφη… πρὸς τῇ γεφύρᾳ τῇ Αἰλίᾳ· ἐνταῦθα γὰρ τὸ μνῆμα καρεσκεύασατο. τὸ γὰρ τοῦ Αὐγούστου ἐπεπλήρωτο, καὶ οὐκέτι οὐδεὶς ἐν αὐτῷ ἐτέθη[12] (Cass. Dio LXIX. 23). Как известно из надписи вольноотпущенника Траяна, с.335 в течение некоторого времени мавзолей находился на попечении императорского прокуратора (CIL VI. 8686: M. Ulpius Aug. l. Aeglus proc. mausolaei imaginem Corintheam Traiani Caesaris colleg(io) faenariorum d(ono) d(edit)[13]). Он открывался еще лишь однажды — когда туда временно поместили тело Юлии Домны (см. выше).
Обелиски упомянуты Аммианом Марцеллином и в бревиариях каталогов Notitia и Curiosum; но удивительно, что мавзолей как таковой не упомянут в тексте в числе памятников IX района. Рассказ о его разграблении Аларихом в 410 г. не имеет исторических оснований, и о его разрушении ничего не известно. На протяжении всех средних веков он сохранял свое название: Mons Augustus[14] в 955—962 (ASRSP 1899, 269); в XII в. упоминаются церкви S. Angelus de Augusta, S. Georgius de Augusta, S. Iacobus de Augusta и S. Marina de Posterula prope montem Augustum[15] (Arm. 324 f.; HCh 195, 254, 265, 315, 380—381), а в XIII — portus Aguste или Austu[16], откуда на судах отправляли мрамор для строительства кафедрального собора Орвието (BC 1897, 295). Семья Колонна превратила руины в крепость, и ее разрушение в 1167 нанесло значительный ущерб руинам. Однако укрепления были отремонтированы в 1241 г. В 1354 г. здесь было сожжено тело Колы ди Риенцо.
К XVI в. мавзолей стал садом; тогда он принадлежал семье Содерини. (Важные рисунки Бальдассаре Перуцци, уже рассмотренные Ланчани в BC 1882, 152—154, теперь приведены в форме оттиска в Bartoli, Disegni degli Uffizi5. Рисунок дю Перака (Vestigi, 36) хорошо известен и часто воспроизводится; ср. DuP 136—137 и рис. 82—84; ср. также Vasari Society, сер. II, часть III, № 16, и Burlington Magazine XLII. (Feb. 1923) 1076.) Позднее он перешел к семье Корреа. В 1793 г. проводились раскопки под руководством Маркезе Франческо Саверио Вивальди Арментьери, о результатах которых известно мало. В начале XIX в. на месте сада уже был создан цирк, а сегодня мавзолей увенчан обширным концертным залом, известным как Аугустео, при входе в который все еще можно увидеть крупные руины комнат, облицованных ретикулатом.
См. BC 1882, 152—154; 1885, 89 сл. (ошибочная попытка идентифицировать Divorum[17] из Каталогов районов с мавзолеем; см. Porticus Divorum); 1895, 301 сл.; Hirschfeld в Berl. Sitz. Ber. 1886, 1149—1160 (= Kleine Schriften, 449—465); LR 464—466; LS II. 13—19; III. 247; HJ 614—617; Altm. 46—49; Kornemann, Mausoleum und Tatenbericht des Augustus, Leipzig 1921; Cordingley и Richmond в PBS X. 23—35, илл. IX—XIX; Colini и Giglioli в BC 1926, 191—234; YW 1927, 102—103.