МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (mausoleum Augusti) (рис. 54, 55) — первое августовское здание на Марсовом поле, датированное у Светония
Памятник был известен всегда и с течением времени использовался разными способами: как крепость семьи Колонна, как амфитеатр и арена для боя быков, как сад и, наконец, как концертный зал. В ходе строительства и перестройки этих сооружений и разграбления античных руин ради получения строительного материала мавзолей был превращен в голый каркас. Во время сооружения концертного зала в 1907 г. были предприняты раскопки, чтобы проанализировать сущность комплекса. Они были возобновлены в 1926 г. и продолжались до 1930 г. В 1934 г. началась работа по сносу окружающих зданий и изоляции мавзолея; в 1936 г. последовал демонтаж концертного зала и финальные раскопки и реставрация руин, закончившиеся в 1938 г.
В сущности, мавзолей Августа состоит из с.248 ряда концентрических бетонных колец, облицованных ретикулатом, за исключением тех мест, где была дополнительная облицовка травертиновыми блоками или мраморным покрытием. Вход обращен к югу; сводчатый туннель прорезает внешние кольца и ведет в кольцевой коридор; над входом находилась сводчатая комната неясного предназначения, возможно, просто для того, чтобы облегчить давление на нижнюю арку. За очень массивной внешней кольцевой стеной находился ряд полукруглых комнат, разделенных радиальными стенами на четверти круга, доступа в которые не было. Внутри этого кольца находилось еще одно, построенное по тому же образцу: длинные сводчатые комнаты без входа, приблизительно трапецеидальной формы. Внутренняя стена этого кольца, которая является внешней стеной кольцевого коридора, особенно высока, имеет толщину
При входе в кольцевой коридор посетителя останавливала стена, и он должен был отклониться влево или вправо к одной из двух симметричных дверей в этой стене, расположенных не на оси. Возможно, предполагалось дать кортежу возможность сделать ритуальный обход погребальной комнаты, прежде чем поместить туда прах умершего. Затем из второго кольцевого коридора можно было попасть в круглую комнату для погребений с огромным бетонным столбом в центре, в котором находилась квадратная камера, вероятно, предназначенная для праха самого Августа. Внешняя комната для погребений имела три больших ниши для других урн с прахом: одна напротив входа и две на поперечной оси.
От надземной части осталось мало, но, учитывая сложную систему отсеков и колец, составляющих нижний уровень, предполагается, что такая же планировка повторялась и наверху, последовательно сужаясь на четырех уровнях. Рассчитано, что общий диаметр составлял
Мавзолей стоял отдельно на прямоугольном участке, отмеченном киппами и вымощенном. Перед дверями стояла пара обелисков из красного гранита, впервые упомянутых Аммианом Марцеллином (17. 4. 16) и отсутствующих в рассказе Плиния об обелисках в Риме (HN 36. 69—
Первым в мавзолее суждено было упокоиться Марцеллу, племяннику и зятю Августа, в
Полное отсутствие декоративных элементов здесь объяснялось разграблением памятника в Средние века, но более вероятно, что это было сделано сознательно, из эстетических соображений. Форма тумулуса имела давнюю традицию как в Этрурии, так и на Востоке, и производила на людей впечатление в основном за счет размера холма. Это была форма гробницы, уже использовавшаяся на Марсовом поле для гробниц Суллы и Юлии (где был похоронен сам Юлий Цезарь). Марсово поле было избрано местом для мавзолея не только потому, что здесь было похоронено так много великих людей, но и потому, что оно было ровным, а Август решил построить мавзолей в самой дальней его части, где размер будет виден лучше всего, и тщательно окружить его парком и аллеями.
BullCom 54 (1926): 191—