Л. Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима

МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (mau­so­leum Augus­ti) (рис. 54, 55) — пер­вое авгу­стов­ское зда­ние на Мар­со­вом поле, дати­ро­ван­ное у Све­то­ния 28 г. до н. э., но, види­мо, не закон­чен­ное к 23 г. до н. э., в север­ной части поля меж­ду Фла­ми­ни­е­вой доро­гой и Тиб­ром, воз­мож­но, фор­маль­но не вхо­див­шее к гра­ни­цы поля, а при­мы­кав­шее к нему. С само­го нача­ла Август пла­ни­ро­вал сде­лать окру­жаю­щую терри­то­рию обще­ст­вен­ным пар­ком с зеле­ны­ми насаж­де­ни­я­ми и пре­крас­ны­ми алле­я­ми для народ­ных гуля­ний (Sue­to­nius, Aug. 100. 4; Stra­bo 5. 3. 8 [236]). В отно­ше­нии внеш­не­го вида мав­зо­лея источ­ни­ки схо­дят­ся в том, что по суще­ству это был холм или туму­лус с осно­ва­ни­ем из бело­го кам­ня, покры­тый веч­но­зе­ле­ны­ми дере­вья­ми до самой вер­ши­ны, где сто­я­ла брон­зо­вая ста­туя Авгу­ста. Дере­вья обыч­но рекон­стру­и­ру­ют как кипа­ри­сы, но со вре­ме­нем они вырос­ли бы до очень боль­ших раз­ме­ров, ста­ли бы угро­жать струк­ту­ре памят­ни­ка и скры­ли бы вен­чаю­щую ста­тую, поэто­му луч­ше счи­тать, что это было нечто вро­де низ­ко­го мож­же­вель­ни­ка. Стра­бон отдель­но отме­ча­ет, что дере­вья в близ­ле­жа­щем ustri­num (место кре­ма­ции) были топо­ля­ми.

Памят­ник был изве­стен все­гда и с тече­ни­ем вре­ме­ни исполь­зо­вал­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми: как кре­пость семьи Колон­на, как амфи­те­атр и аре­на для боя быков, как сад и, нако­нец, как кон­церт­ный зал. В ходе стро­и­тель­ства и пере­строй­ки этих соору­же­ний и раз­граб­ле­ния антич­ных руин ради полу­че­ния стро­и­тель­но­го мате­ри­а­ла мав­зо­лей был пре­вра­щен в голый кар­кас. Во вре­мя соору­же­ния кон­церт­но­го зала в 1907 г. были пред­при­ня­ты рас­коп­ки, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать сущ­ность ком­плек­са. Они были воз­об­нов­ле­ны в 1926 г. и про­дол­жа­лись до 1930 г. В 1934 г. нача­лась работа по сно­су окру­жаю­щих зда­ний и изо­ля­ции мав­зо­лея; в 1936 г. после­до­вал демон­таж кон­церт­но­го зала и финаль­ные рас­коп­ки и рестав­ра­ция руин, закон­чив­ши­е­ся в 1938 г.


Рис. 54. Мав­зо­лей Авгу­ста. План.

В сущ­но­сти, мав­зо­лей Авгу­ста состо­ит из с.248 ряда кон­цен­три­че­ских бетон­ных колец, обли­цо­ван­ных рети­ку­ла­том, за исклю­че­ни­ем тех мест, где была допол­ни­тель­ная обли­цов­ка тра­вер­ти­но­вы­ми бло­ка­ми или мра­мор­ным покры­ти­ем. Вход обра­щен к югу; свод­ча­тый тун­нель про­ре­за­ет внеш­ние коль­ца и ведет в коль­це­вой коридор; над вхо­дом нахо­ди­лась свод­ча­тая ком­на­та неяс­но­го пред­на­зна­че­ния, воз­мож­но, про­сто для того, чтобы облег­чить дав­ле­ние на ниж­нюю арку. За очень мас­сив­ной внеш­ней коль­це­вой сте­ной нахо­дил­ся ряд полу­круг­лых ком­нат, разде­лен­ных ради­аль­ны­ми сте­на­ми на чет­вер­ти кру­га, досту­па в кото­рые не было. Внут­ри это­го коль­ца нахо­ди­лось еще одно, постро­ен­ное по тому же образ­цу: длин­ные свод­ча­тые ком­на­ты без вхо­да, при­бли­зи­тель­но тра­пе­це­идаль­ной фор­мы. Внут­рен­няя сте­на это­го коль­ца, кото­рая явля­ет­ся внеш­ней сте­ной коль­це­во­го коридо­ра, осо­бен­но высо­ка, име­ет тол­щи­ну 5,70 м и, как счи­та­лось, воз­вы­ша­лась для под­держ­ки верх­ней наруж­ной колон­на­ды; одна­ко это про­ти­во­ре­чи­ло бы опи­са­нию Стра­бо­на и этрус­ским тра­ди­ци­ям архи­тек­ту­ры туму­лу­сов. Пред­став­ля­ет­ся более пра­виль­ным при­нять опи­са­ние Стра­бо­на бук­валь­но и счи­тать, что над цилин­дри­че­ским осно­ва­ни­ем зеле­ный склон оста­вал­ся целост­ным, а слож­ные внут­рен­ние соору­же­ния слу­жи­ли лишь для под­держ­ки зем­ля­но­го покро­ва.

При вхо­де в коль­це­вой коридор посе­ти­те­ля оста­нав­ли­ва­ла сте­на, и он дол­жен был откло­нить­ся вле­во или впра­во к одной из двух сим­мет­рич­ных две­рей в этой стене, рас­по­ло­жен­ных не на оси. Воз­мож­но, пред­по­ла­га­лось дать кор­те­жу воз­мож­ность сде­лать риту­аль­ный обход погре­баль­ной ком­на­ты, преж­де чем поме­стить туда прах умер­ше­го. Затем из вто­ро­го коль­це­во­го коридо­ра мож­но было попасть в круг­лую ком­на­ту для погре­бе­ний с огром­ным бетон­ным стол­бом в цен­тре, в кото­ром нахо­ди­лась квад­рат­ная каме­ра, веро­ят­но, пред­на­зна­чен­ная для пра­ха само­го Авгу­ста. Внеш­няя ком­на­та для погре­бе­ний име­ла три боль­ших ниши для дру­гих урн с пра­хом: одна напро­тив вхо­да и две на попе­ре­ч­ной оси.

От над­зем­ной части оста­лось мало, но, учи­ты­вая слож­ную систе­му отсе­ков и колец, состав­ля­ю­щих ниж­ний уро­вень, пред­по­ла­га­ет­ся, что такая же пла­ни­ров­ка повто­ря­лась и навер­ху, после­до­ва­тель­но сужа­ясь на четы­рех уров­нях. Рас­счи­та­но, что общий диа­метр состав­лял 87—89 м, высота без ста­туи — 44 м.


Рис. 55. Мав­зо­лей Авгу­ста. Рекон­струк­ция внеш­не­го вида Дж. Гат­ти.

Мав­зо­лей сто­ял отдель­но на пря­мо­уголь­ном участ­ке, отме­чен­ном кип­па­ми и вымо­щен­ном. Перед две­ря­ми сто­я­ла пара обе­лис­ков из крас­но­го гра­ни­та, впер­вые упо­мя­ну­тых Амми­а­ном Мар­цел­ли­ном (17. 4. 16) и отсут­ст­ву­ю­щих в рас­ска­зе Пли­ния об обе­лис­ках в Риме (HN 36. 69—74); таким обра­зом, они счи­та­ют­ся более позд­ним допол­не­ни­ем, воз­мож­но, сде­лан­ным Доми­ци­а­ном или Адри­а­ном. Они не име­ют над­пи­сей, поэто­му, как пред­по­ла­га­ет­ся, отно­сят­ся к рим­ско­му пери­о­ду. Сего­дня они уста­нов­ле­ны за Сан­та-Мария-Мад­жо­ре и на Пьяц­ца-дель-Кви­ри­на­ле (Мон­те­ка­вал­ло). Место­по­ло­же­ние и фор­ма двух брон­зо­вых таб­лиц или pi­lae, на кото­рых, соглас­но ука­за­нию Авгу­ста, были начер­та­ны его «Дея­ния» (Res Ges­tae; Sue­to­nius, Aug. 101. 4; Augus­tus, RG praef.), так­же неяс­но, хотя с ними мож­но сопо­ста­вить мра­мор­ные таб­ли­цы перед гроб­ни­цей Плав­ти­ев воз­ле Тиво­ли — гроб­ни­цей, кото­рая, веро­ят­но, была созна­тель­ным под­ра­жа­ни­ем Мав­зо­лею Авгу­ста (см. Cre­ma 253, рис. 276).

Пер­вым в мав­зо­лее суж­де­но было упо­ко­ить­ся Мар­цел­лу, пле­мян­ни­ку и зятю Авгу­ста, в 23 г. до н. э. (Cass. Dio 53. 30. 3). В 1927 г. был най­ден мра­мор­ный над­гроб­ный камень с его име­нем и име­нем его мате­ри Окта­вии. За ним после­до­ва­ло боль­шин­ство чле­нов семьи Юли­ев-Клав­ди­ев, умер­ших еще в мило­сти. Фла­вии име­ли соб­ст­вен­ную семей­ную гроб­ни­цу, но прах Нер­вы в каче­стве осо­бой поче­сти поме­сти­ли сюда (Aur. Vict., Epit. 12. 12). Мне­ние, что в кон­це кон­цов, более, чем через сто­ле­тие, мав­зо­лей был вновь открыт, чтобы на корот­кое вре­мя при­нять тело Юлии Дом­ны, жены Сеп­ти­мия Севе­ра, пред­став­ля­ет­ся с.249 оши­боч­ным. Веро­ят­но, она была погре­бе­на в кенота­фе Гая и Луция Цеза­рей (см. Sep. C. et L. Cae­sa­rum).

Пол­ное отсут­ст­вие деко­ра­тив­ных эле­мен­тов здесь объ­яс­ня­лось раз­граб­ле­ни­ем памят­ни­ка в Сред­ние века, но более веро­ят­но, что это было сде­ла­но созна­тель­но, из эсте­ти­че­ских сооб­ра­же­ний. Фор­ма туму­лу­са име­ла дав­нюю тра­ди­цию как в Этру­рии, так и на Восто­ке, и про­из­во­ди­ла на людей впе­чат­ле­ние в основ­ном за счет раз­ме­ра хол­ма. Это была фор­ма гроб­ни­цы, уже исполь­зо­вав­ша­я­ся на Мар­со­вом поле для гроб­ниц Сул­лы и Юлии (где был похо­ро­нен сам Юлий Цезарь). Мар­со­во поле было избра­но местом для мав­зо­лея не толь­ко пото­му, что здесь было похо­ро­не­но так мно­го вели­ких людей, но и пото­му, что оно было ров­ным, а Август решил постро­ить мав­зо­лей в самой даль­ней его части, где раз­мер будет виден луч­ше все­го, и тща­тель­но окру­жить его пар­ком и алле­я­ми.


BullCom 54 (1926): 191—234 (A. M. Co­li­ni и G. O. Gig­lio­li); PBSR 10 (1927): 23—35 (R. A. Cor­dingly и I. A. Rich­mond); Ca­pi­to­lium 6 (1930): 532—567 (G. O. Gig­lio­li); L’ur­be 3. 8 (1938): 1—17 (G. Gat­ti); CAR 2-D, 88, с. 90—98; His­to­ria 16 (1967): 189—206 (K. Kraft); Nash 2. 38—43; Röm­Mitt 86 (1979): 319—324 (M. Eis­ner).

См. также:
МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (Коарелли. Рим. Археологический путеводитель)
Мавзолей Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992, pp. 247—249.
© 2010 г. Пере­вод с англ. О. В. Люби­мо­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ • Храм Юпитера Долихена • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Развалины мавзолея Августа.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
1756 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Бой быков в мавзолее Августа.
Акварель Б. Пинелли (1781—1835).
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра из «Видов развалин Древнего Рима» Ало Джованьоли, 1619 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Августа. Реконструкция Дж. Гатти.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Внутренний вид мавзолея Августа после реставрации.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Интерьер мавзолея Августа после реставрации.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра Джузеппе Вази, 1754 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра Марко Саделера, 1660 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Августа в 1937 году.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Августа в 1963 году.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА