Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА


По воз­вра­ще­нии из Алек­сан­дрии, после вой­ны про­тив Анто­ния и Клео­пат­ры и заво­е­ва­ния Егип­та, в 29 г. до н. э., Окта­виан начи­на­ет соору­же­ние гран­ди­оз­ной гроб­ни­цы в рай­оне север­ной око­неч­но­сти Мар­со­ва поля. Этим он фак­ти­че­ски заяв­ля­ет о появ­ле­нии новой дина­стии и ста­вит себя в поло­же­ние пра­ви­те­ля элли­ни­сти­че­ско­го типа.

Обра­зец, кото­ро­му будут сле­до­вать при построй­ке, не вызы­ва­ет сомне­ний: с само­го нача­ла его будут назы­вать мав­зо­ле­ем, свя­зы­вая, таким обра­зом, с уже суще­ст­ву­ю­щей зна­ме­ни­той гроб­ни­цей царя Мав­со­ла из Карии (середи­на IV в. до н. э.).

Тем не менее новый архи­тек­тур­ный и идео­ло­ги­че­ский про­ект будет гораздо более пре­стиж­ным: извест­но, что Август в Алек­сан­дрии посе­тил гроб­ни­цу Алек­сандра Вели­ко­го, но не захо­тел осмот­реть захо­ро­не­ния Пто­ле­ме­ев. Наи­бо­лее веро­ят­но, что моги­ла Алек­сандра пред­став­ля­ла собой туму­лус (име­ла круг­лую фор­му). Таким обра­зом, совер­шен­но напрас­но рас­смат­ри­вать по это­му пово­ду этрус­ские арха­ич­ные моги­лы.

В резуль­та­те рас­ко­пок раз­ных лет, в первую оче­редь меж­ду 1936 и 1938 гг., был рас­чи­щен мону­мент, кото­рый за сто­ле­тия гра­бе­жей пред­став­лял собой удру­чаю­щее зре­ли­ще, так что даже доволь­но слож­но было создать его гра­фи­че­скую рекон­струк­цию.

Круг­лое зда­ние, око­ло 87 мет­ров в диа­мет­ре, состо­я­ло из несколь­ких стен в виде кон­цен­три­че­ских окруж­но­стей, выпол­нен­ных из туфа и соеди­нен­ных ради­аль­ны­ми сте­на­ми. Внеш­няя часть фун­да­мен­та, выпол­нен­ная из тра­вер­ти­на, дости­га­ла в высоту око­ло 12 мет­ров и, воз­мож­но, закан­чи­ва­лась навер­ху укра­ше­ни­ем в виде фри­за дори­че­ско­го орде­ра, с мето­па­ми и три­гли­фа­ми. Далее сле­до­ва­ла мас­сив­ная камен­ная клад­ка, облег­чен­ная огром­ны­ми ниша­ми с ради­аль­ны­ми пере­го­род­ка­ми, не пред­на­зна­чен­ны­ми для како­го-либо исполь­зо­ва­ния и запол­нен­ны­ми зем­лей. Сле­дую­щие две линии стен, соеди­нен­ные пере­го­род­ка­ми, обра­зо­вы­ва­ли сле­дую­щую серию поме­ще­ний и, нако­нец, после длин­но­го вход­но­го коридо­ра появ­ля­лось пер­вое поме­ще­ние, уже пред­на­зна­чен­ное для исполь­зо­ва­ния (3): сек­тор в виде круг­лой арки, нахо­дя­щий­ся в пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те рядом с дру­гой мас­сив­ной сте­ной и обли­цо­ван­ный тра­вер­ти­ном, из кото­ро­го откры­ва­лось два вхо­да (4). Эта сте­на, сохра­нив­ша­я­ся толь­ко в этом месте, явля­ет­ся, без­услов­но, фун­да­мен­том бара­ба­на, кото­рый дол­жен был воз­вы­шать­ся из туму­лу­са, фор­ми­руя вто­рой уро­вень. Таким обра­зом, перед нами не про­стое захо­ро­не­ние в виде туму­лу­са, а ком­плекс­ная струк­ту­ра, с терра­са­ми, нало­жен­ны­ми одна на дру­гую, про­ис­хо­дя­щая, соглас­но послед­ним иссле­до­ва­ни­ям, от элли­ни­сти­че­ских погре­баль­ных памят­ни­ков.



По дру­гую сто­ро­ну сте­ны про­ход­ной кру­го­вой коридор окру­жал круг­лую же ком­на­ту, осна­щен­ную осе­вым вхо­дом (5) и тре­мя сим­мет­рич­ны­ми ниша­ми, соот­вет­ст­во­вав­ши­ми осям (6, 7, 8).

В цен­тре огром­ный пилястр вме­щал неболь­шую квад­рат­ную ком­на­ту (9), кото­рая явля­лась, по всей веро­ят­но­сти, моги­лой Авгу­ста, что сле­ду­ет из сим­во­лич­ной свя­зи с брон­зо­вой ста­ту­ей импе­ра­то­ра, нахо­див­шей­ся на вер­шине пиляст­ра.

В трех нишах, откры­вав­ших­ся во внут­рен­нем коль­це, были дру­гие захо­ро­не­ния: пер­вым в мав­зо­лее был погре­бен Мар­целл, умер­ший в 23 г. до н. э., о чем свиде­тель­ст­ву­ет над­пись, выре­зан­ная на том же мра­мор­ном бло­ке, обна­ру­жен­ном в 1927 г., на кото­ром выре­за­на и над­пись, посвя­щен­ная его мате­ри Окта­вии. Затем были погре­бе­ны Агрип­па, Друз стар­ший, Луций и Гай Цеза­ри. Август при­со­еди­нит­ся к ним в 14 году н. э., а позд­нее — Друз млад­ший, Ливия и Тибе­рий. Одна­ко неиз­вест­но, были ли здесь похо­ро­не­ны Клав­дий и Вес­па­си­ан.

Кали­гу­ла при­ка­жет пере­не­сти в мав­зо­лей прах сво­их род­ных: мате­ри Агрип­пи­ны, бра­тьев Неро­на и Дру­за Цеза­рей. Нерон, как и в слу­чае с доче­рью Авгу­ста Юли­ей, был лишен пра­ва погре­бе­ния в дина­сти­че­ской усы­паль­ни­це.

Вход в зда­ние, рас­по­ло­жен­ный с южной сто­ро­ны (1), пред­ва­рял­ся дву­мя обе­лис­ка­ми (2), ныне уста­нов­лен­ны­ми на пьяц­ца дель Кви­ри­на­ле и на пьяц­ца дель Эскви­ли­но.

По бокам от вхо­да, на двух пиляст­рах, были при­креп­ле­ны брон­зо­вые дос­ки с офи­ци­аль­ной авто­био­гра­фи­ей Авгу­ста, копия кото­рой была выре­за­на на сте­нах у вхо­да в храм Ромы и Авгу­ста в Анка­ре и на зда­ни­ях в дру­гих про­вин­ци­ях, и дошла до наших дней.

См. также:
МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
Мавзолей Августа (Платнер. Топографический словарь Древнего Рима)
Мавзолей Августа (Ричардсон. Новый топографический словарь Древнего Рима)
© 2004 г. Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, pp. 299—301.
© 2009 г. Пере­вод с итал. Оль­ги Евту­шен­ко.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Бой быков в мавзолее Августа.
Акварель Б. Пинелли (1781—1835).
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Внутренний вид мавзолея Августа после реставрации.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
3. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Интерьер мавзолея Августа после реставрации.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра Джузеппе Вази, 1754 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра из «Видов развалин Древнего Рима» Ало Джованьоли, 1619 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мавзолей Августа.
Гравюра Марко Саделера, 1660 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Августа в 1937 году.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Мавзолей Августа в 1963 году.
29 г. до н. э.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
9. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Марцелла и Октавии.
23—11 гг. до н. э.
CIL VI 40356.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Развалины мавзолея Августа.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
1756 г.
Рим, Марсово поле, Мавзолей Августа.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА