Словарь античности

МАГИСТРАТУРА (от лат. ma­gistra­tus — долж­ност­ное лицо, началь­ник). В Рим­ской рес­пуб­ли­ке раз­ли­ча­лись маги­ст­ра­ту­ры куруль­ные (кон­су­лы, пре­то­ры, цен­зо­ры, куруль­ные эди­лы), при­ви­ле­ги­ей кото­рых было осо­бое долж­ност­ное крес­ло (Sel­la cu­ru­lis), и неку­руль­ные (кве­сто­ры, в част­но­сти три­бу­ны, пле­бей­ские эди­лы). К экс­тра­ор­ди­нар­ным маги­ст­ра­ту­рам отно­си­лись долж­но­сти дик­та­то­ра, коман­дую­ще­го кон­ни­цей и интеррек­са. Все маги­ст­ра­ту­ры испол­ня­лись без­воз­мезд­но; орди­нар­ные маги­ст­ра­ту­ры выби­ра­лись, как пра­ви­ло, на 1 год и испол­ня­лись мини­мум дву­мя людь­ми (кол­ле­ги­аль­ный прин­цип). После отме­ны цар­ской вла­сти (око­ло 500 до н. э.) во гла­ве Рес­пуб­ли­ки сто­я­ли 2 выс­ших маги­ст­ра­та, при­над­ле­жав­шие к пат­ри­ци­ям. До кон­ца не уста­нов­ле­но, как они назы­ва­лись (кон­су­лы или пре­то­ры), в чем заклю­ча­лась их дея­тель­ность (толь­ко коман­до­ва­ние арми­ей или так­же осу­щест­вле­ние выс­шей граж­дан­ской вла­сти). С середи­ны 5 в. до н. э. допол­ни­тель­но каж­дые 5 лет изби­ра­ли 2 цен­зо­ров на 18 меся­цев и 2 кве­сто­ров, заве­до­вав­ших город­ски­ми финан­са­ми; с кон­ца 5 в. ста­ли изби­рать еще 2 кве­сто­ров, рас­по­ря­жав­ших­ся про­да­жей плен­ных и воен­ной добы­чей. В 5 — нача­ле 4 в. до н. э. суще­ст­во­ва­ла выс­шая маги­ст­ра­тур­ная долж­ность — Tri­bu­ni mi­li­tum con­su­la­ri po­tes­ta­te (воен­ный три­бун с кон­суль­ской вла­стью). Инте­ре­сы пле­бе­ев защи­ща­ли осо­бые долж­ност­ные лица — 2 пле­бей­ских эди­ла и 10 пле­бей­ских три­бу­нов (посте­пен­но их ста­ло 10). С 367 до н. э. (по зако­ну Лици­ния-Секс­тия) во гла­ве выс­шей испол­ни­тель­ной вла­сти сто­я­ли 2 кон­су­ла (из кото­рых 1 дол­жен был быть пле­бе­ем) и 1 пре­тор, а так­же 2 куруль­ных эди­ла, при­над­ле­жав­ших к пат­ри­ци­ям. По зако­ну Вил­лия (180 до н. э.) был уста­нов­лен мини­маль­ный воз­раст­ной ценз для маги­ст­ра­тур, впо­след­ст­вии неод­но­крат­но меняв­ший­ся. При Сул­ле (44 до н. э.)[1] ста­ли выби­рать, кро­ме 2 кон­су­лов, 8 пре­то­ров и 20 кве­сто­ров. Мини­маль­ный воз­раст­ной ценз состав­лял для пре­то­ра 40, а для кон­су­ла 43 года. Цезарь (44 до н. э.) довел чис­ло пле­бей­ских эди­лов до 4, пре­то­ров — до 14—16, кве­сто­ров — до 40. В эпо­ху Импе­рии выбор­ные долж­но­сти утра­ти­ли поли­ти­че­ское зна­че­ние, но сохра­ни­лись в сенат­ской Cur­sus ho­no­rum в каче­стве пред­по­сыл­ки для заня­тия новых, вли­я­тель­ных постов. В наши дни маги­ст­ра­том назы­ва­ют орган город­ско­го само­управ­ле­ния (напри­мер, маги­ст­рат Боль­шо­го Бер­ли­на).

См. также:
МАГИСТРАТ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)

  • ПРИМЕЧАНИЯ РЕДАКЦИИ САЙТА

  • [1]Пра­виль­но: 82 г. до н. э. (Прим. ред. сай­та).

  • Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
    См. по теме: ЛИСТОВКИ • БАРДИЕИ • БОРЕАСМЫ • КОНОПЛЯ •
    ИЛЛЮСТРАЦИИ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Часть надгробного памятника с рельефным изображением курульного кресла (sella curulis).
    Мрамор.
    50 г. до н. э. — 50 г. н. э.
    Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
    2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Этрусская погребальная урна с крышкой от другой урны.
    Алебастр.
    2-я пол. II в. до н. э.
    Фьезоле, Городской археологический музей.
    3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
    Этрусская погребальная урна: путь покойного магистрата в Подземный мир.
    Алебастр.
    2-я пол. II в. до н. э.
    Фьезоле, Городской археологический музей.
    4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф с гладиаторами.
    Мрамор.
    20—50 гг.
    Неаполь, Национальный археологический музей.
    5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Рельеф с гладиаторами.
    Мрамор.
    20—50 гг.
    Неаполь, Национальный археологический музей.
    6. НАДПИСИ. Рим.
    База колонны Гая Дуилия.
    Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). Копия.
    CIL I2 25 = CIL VI 1300 = CIL VI 31591 = CIL VI 37040 = Inscr. It. 133 69 = ILLRP 319 = ILS 65.
    Рим, Музей Римской культуры.
    7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя римского магистрата в тоге.
    Мрамор.
    I в. н. э.
    Агридженто, Долина храмов, Римский форум.
    8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Статуя римского магистрата в тоге.
    Мрамор.
    I в. н. э.
    Агридженто, Долина храмов, Римский форум.
    9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Мраморный блок с рельефным изображением складного курульного кресла (sella curulis).
    Мрамор. Эпоха Антонинов.
    Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
    10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
    Мраморный блок с рельефным изображением складного курульного кресла (sella curulis) — деталь.
    Мрамор. Эпоха Антонинов.
    Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
    МОНЕТЫ
    (если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
    1. Тетрадрахма, серебро
    Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
    РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
    2. Драхма, серебро
    Персей Македонский
    монетный двор в Фессалии, 171—170 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Гелиоса анфас.
    РЕВЕРС: ΕΡΜΙΑΣ (имя магистрата) — бутон розы, слева и справа — буквы Ζ и Ω.
    3. Тетрадрахма, серебро
    Филипп V
    Пелла или Амфиполь, 184—179 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Филиппа V в образе Персея влево и гарпа (меч Персея) над его плечом в центре македонского щита.
    РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ — дубина; вверху — монограмма магистрата Зоила, внизу — две монограммы; все внутри венка. Слева — звезда.
    4. Статер, серебро
    Мегалополь, 363—362 гг. до н.э.
    АВЕРС: Голова Зевса Ликея в лавровом венке, обращенная влево.
    РЕВЕРС: Обнаженный юный пан, с головой, обращенной анфас, сидит влево на скале, накрытой его плащом, держит в правой руке лагоболон (охотничью дубину) и левым локтем опирается на скалу; слева монограмма Аркадской лиги; у подножия скалы флейта-сиринга и маленькими буквами ΟΛΥ подпись магистрата Олимпия (Olympios).
    ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА