Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ВА́РВАРЫ

Barbări, βάρ­βα­ροι. Это назва­ние отно­си­лось пер­во­на­чаль­но толь­ко к язы­ку и обо­зна­ча­ло чело­ве­ка ино­языч­но­го; так, карий­цы, Il. 2, 867, назы­ва­ют­ся βαρ­βα­ρόφω­νοι. Егип­тяне так­же всех гово­ря­щих по-чуже­зем­но­му назы­ва­ли вар­ва­ра­ми (Hdt. 2, 158). Понят­но, что с этим назва­ни­ем лег­ко соеди­ня­лось выра­же­ние неко­то­ро­го пре­зре­ния. Это про­ти­во­по­ло­же­ние невар­ва­ра вар­ва­ру осо­бен­но обна­ру­жи­лось при более само­быт­ном раз­ви­тии народ­но­го духа и более высо­ком само­со­зна­нии элли­нов срав­ни­тель­но с дру­ги­ми наро­да­ми и осо­бен­но жите­ля­ми Восто­ка. Самой при­ро­дой грек назна­чен был гос­под­ст­во­вать над вар­ва­ра­ми. Arist. Pol. 1, 2. διό φα­σιν οἱ ποιηταί· βαρ­βά­ρων δ’ Ἕλ­λη­νας ἄρχειν εἰκός (Eur. Iph. Aul. 1379), ὡς ταὐτὸ φύ­σει βάρ­βα­ρον καὶ δοῦ­λον ὄν. Ср. так­же 7, 6, где он при­пи­сы­ва­ет евро­пей­ским вар­ва­рам муже­ство (θυ­μός), но отри­ца­ет в них ум, про­ни­ца­тель­ность (διάνοια), вар­ва­ров ази­ат­ских наде­ля­ет умом, но не при­зна­ет за ними муже­ства, тогда как, утвер­жда­ет он, в гре­ках соеди­ня­ет­ся и то и дру­гое, так что если бы они обра­зо­ва­ли одно государ­ство, то мог­ли бы гос­под­ст­во­вать над все­ми. От обо­зна­че­ния чуже­зем­но­го харак­те­ра сло­во пере­шло мало-пома­лу к обо­зна­че­нию недо­ста­точ­но­го раз­ви­тия, мень­шей сте­пе­ни обра­зо­ван­но­сти. Таким обра­зом, для гре­ков все негре­ки — вар­ва­ры, до заво­е­ва­ния Гре­ции рим­ля­на­ми, кото­рые после это­го так­же выде­ли­лись из вар­ва­ров: все, что не было обра­зо­ва­но по-гре­че­ски и по-рим­ски, обо­зна­ча­лось общим име­нем bar­ba­ri; im­ma­ni­tas и bar­ba­ria про­ти­во­по­ла­га­лись рим­ской hu­ma­ni­tas, при­чем не совсем утра­ти­лось и про­ти­во­по­ло­же­ние отно­си­тель­но язы­ков, как пока­зы­ва­ет одно место у Цице­ро­на. Verr. 2, 4, 50. Позд­нее еще гал­лы и испан­цы были при­чис­ле­ны к невар­ва­рам, и имя вар­ва­ров оста­лось осо­бен­но за гер­ман­ца­ми и наро­да­ми по ту сто­ро­ну Евфра­та, т. к. они упор­но сопро­тив­ля­лись рим­ля­нам и не под­да­ва­лись их вли­я­нию. Про­из­вод­ство сло­ва от сан­скрит­ско­го bar­ba­ra-s наво­дит на сомне­ние даже каса­тель­но суще­ст­во­ва­ния такой фор­мы сло­ва; а сло­во var­va­ra-s «кос­ма­тый» обо­зна­ча­ет толь­ко негра с его шер­сте­вид­ны­ми воло­са­ми, про­из­вод­ное var­va­ra-tâ — лишь суро­вость про­из­но­ше­ния бук­вы r. Ср. так­же βορ­βο­ρύζειν — вор­чать и пер­сид­ское bar­bar — болт­ли­вый, чудак. Cur­tius gr. Etym. стр. 273.

См. также:
ВАРВАРЫ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 203.
См. по теме: ЛИСТОВКИ • БОРЕАСМЫ • БАГАУДЫ • КОНОПЛЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с изображением сцен из жизни военачальника. Сцена virtus и clementia.
Мрамор. II в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценой битвы римлян с варварами, известный как Большой саркофаг Лудовизи. Левая боковая панель.
Проконнесский мрамор. Сер. III в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова варвара.
Мрамор.
Конец II в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Милосердие императора (clementia).
Рельеф на северной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пленные варвары перед императором.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Представление варварского вождя (Rex datus).
Рельеф на аттике южной стороны (Rex datus).
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа». Верхний регистр.
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Антониниан, медь
Аврелиан
Тицин, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит влево, держит в левой руке глобус, правая рука поднята, у ног два пленника.
В левом поле:
В обрезе: SXXT
2. Антониниан, медь
Аврелиан
270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль стоит влево, у ног связанный пленник.
В обрезе: XXI
3. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, IV мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце шагает влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В обрезе: ΔXXI
4. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Антиохия, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: CONSERVAT. AVG. — Сол стоит влево, правая рука поднята, в левой руке глобус, у ног связанный пленник.
В правом поле: Δ
В обрезе: XXI
5. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит влево, правая рука поднята, в левой — глобус, у ног — два связанных пленника, слева и справа.
В правом поле: S
В обрезе: XXI
6. Антониниан, медь
Аврелиан
Рим, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. AVRELIANVS AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль в лучистом венце стоит вправо, держит в левой руке лук и в правой — лавровую ветвь, наступив ногой на пленника.
В поле: A
В обрезе: XXIR
7. AE 4, медь
Аркадий
Сизик, 388—392 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVG. — драпированный бюст Аркадия в диадеме и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: SALVS REIPVBLICAE — Виктория идет влево, несет на плече трофей, тащит пленника.
В левом поле монограмма XP.
В обрезе: SMKA.
8. Денарий, серебро
Траян
Рим, 103 г.
АВЕРС: IMP. TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. COS. V P. P. — голова Траяна в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. OPTIMO PRINCIPI — дак в остроконечной шапке, в рубахе с длинными рукавами, в штанах, сидит вправо на земле у основания трофея: его голова опирается на левую руку, опирающуюся на левую ногу, согнутую в колене, правая рука поперек груди; трофей состит из доспехов, щитов и т.д.
9. Денарий, серебро
Траян
Рим, 110 г.
АВЕРС: IMP. TRAIANO AVG. GER. DAC. P. M. TR. P. — бюст Траяна, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече спереди и сзади, вправо.
РЕВЕРС: COS. V P. P. S. P. Q. R. OPTIMO PRINC. — дак в остроконечной шапке, в тунике и в штанах, сидит влево на груде оружия, один щит круглый, другой — угловатый, правая нога согнута в колене и на нее он опирается правой рукой, положив левую руку на колено, левая нога стоит на шлеме; слева — два кривых меча, справа — два копья и угловатый щит.
В обрезе: DAC. CAP.
10. AE 2, медь
Аркадий
Константинополь, I мастерская, 383—388 гг.
АВЕРС: D. N. ARCADIVS P. F. AVGVSTVS — драпированный бюст Аркадия в жемчужной диадеме и в доспехах.
РЕВЕРС: VIRTVS EXERCITI — император стоит влево, глобус в левой руке, лабарум в правой, у ног пленник.
В левом поле крест.
В обрезе: CONSA
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА