Словарь античности

МЕНАДЫ (греч. безум­ст­ву­ю­щие), спут­ни­цы гре­че­ско­го бога Дио­ни­са, почи­тав­ше­го­ся так­же под име­нем Вак­ха (лат. Bac­chus). Поэто­му их назы­ва­ли вак­хан­ка­ми. Во вре­мя куль­то­вых шест­вий Дио­ни­са мена­ды в шку­рах пят­ни­сто­го оле­ня, раз­ма­хи­вая факе­ла­ми и тир­са­ми, изо­бра­жа­ли сви­ту бога и в безум­ном тан­це устрем­ля­лись через леса и горы. В экс­та­зе они тер­за­ли дете­ны­шей зве­рей и пили их кровь. Начи­ная с антич­ной эпо­хи сюжет менад часто раз­ра­ба­ты­вал­ся в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (ста­туя Ско­па­са). Чаще все­го их изо­бра­жа­ли вме­сте с Дио­ни­сом.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пляшущая менада.
Мрамор.
Берлин, Государственные музеи.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Летящие менада и сатир.
Фреска из Помпей (VI. 10. 11).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пляшущая менада. Декоративный подвесной медальон (oscillum).
Мрамор.
Конец I в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Смерть Пентея, растерзанного вакханками.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
5. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Ясон и Золотое руно.
Краснофигурный кратер с волютами (сторона A). Пестум.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Приписывается Апулизирующей группе.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Паппосилен тянет повозку с Дионисом и менадой.
Краснофигурный кратер-колокол. Пестум.
Ок. 360—350 гг. до н. э.
Приписывается мастеру Пифону.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Танцующая менада.
Подножие канделябра.
Мрамор. Греко-римская работа конца I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Вакх и Ариадна.
Джузеппе Бартоломео Кьяри (1654—1727).
Холст, масло. 103,5 × 151 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. ГЛИПТИКА.
Кентавр и вакханка.
Джованни Пихлер (1734—1791).
Италия. Последняя четверть XVIII века.
Камея. Сардоникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. КЕРАМИКА. Этрурия.
Дионисийский праздник сбора винограда.
Краснофигурный килик (тип A). Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Кьюзи (Бизли), по другой аттрибутации — аттическая работа в архаическом греческом стиле.
520—500 гг. до н. э.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА