Словарь античности

МЕНАДЫ (греч. безум­ст­ву­ю­щие), спут­ни­цы гре­че­ско­го бога Дио­ни­са, почи­тав­ше­го­ся так­же под име­нем Вак­ха (лат. Bac­chus). Поэто­му их назы­ва­ли вак­хан­ка­ми. Во вре­мя куль­то­вых шест­вий Дио­ни­са мена­ды в шку­рах пят­ни­сто­го оле­ня, раз­ма­хи­вая факе­ла­ми и тир­са­ми, изо­бра­жа­ли сви­ту бога и в безум­ном тан­це устрем­ля­лись через леса и горы. В экс­та­зе они тер­за­ли дете­ны­шей зве­рей и пили их кровь. Начи­ная с антич­ной эпо­хи сюжет менад часто раз­ра­ба­ты­вал­ся в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (ста­туя Ско­па­са). Чаще все­го их изо­бра­жа­ли вме­сте с Дио­ни­сом.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс (голова менады).
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,3 м.
Киев, Музей западного и восточного искусства.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (правая сторона).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Юлиев-Клавдиев, фаза II b (35—45 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Смерть Пентея, растерзанного вакханками.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Спящая вакханка, сатир и амур.
Сардоникс. Римская работа. I в.
2,2 × 3,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийский саркофаг-ленос со сценами праздника сбора винограда (левая сторона).
Белый мрамор. Нач. III в. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Погребальная урна вольноотпущенников Скантия Олимпа и Скантии Агелы (правая сторона).
Римская работа. Мрамор.
II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Сатир и менада.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Лечче.
Глина. 390—380-е гг. до н. э.
Высота 33,1 см; диаметр венчика 35,2 см; диаметр подставки 14,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ТОРЕВТИКА. Рим.
Патера из Ренна.
Массив золота. Начало III в. н. э.
Диаметр 25 см, вес 1375 г.
Париж, Национальная библиотека Франции, Кабинет медалей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА