Словарь античности

МЕНАДЫ (греч. безум­ст­ву­ю­щие), спут­ни­цы гре­че­ско­го бога Дио­ни­са, почи­тав­ше­го­ся так­же под име­нем Вак­ха (лат. Bac­chus). Поэто­му их назы­ва­ли вак­хан­ка­ми. Во вре­мя куль­то­вых шест­вий Дио­ни­са мена­ды в шку­рах пят­ни­сто­го оле­ня, раз­ма­хи­вая факе­ла­ми и тир­са­ми, изо­бра­жа­ли сви­ту бога и в безум­ном тан­це устрем­ля­лись через леса и горы. В экс­та­зе они тер­за­ли дете­ны­шей зве­рей и пили их кровь. Начи­ная с антич­ной эпо­хи сюжет менад часто раз­ра­ба­ты­вал­ся в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (ста­туя Ско­па­са). Чаще все­го их изо­бра­жа­ли вме­сте с Дио­ни­сом.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Старый сатир и Гермафродит.
Фреска из Помпей (IX, 1, 22, дом Эпидия Сабина, таблин).
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 3).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
4. МОЗАИКА. Греция.
Триумф Диониса (левая часть).
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом.
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом (правая торцовая сторона).
Белый (азийский?) мрамор. Вторая четверть III в. н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Менада с тирсом.
Фреска из Геркуланума.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер.
Бронза. 330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Боргезе.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа 2-й половины I в. до н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Ваза Боргезе. Деталь: сатир и менады.
Пентелийский мрамор.
Нео-аттическая работа 2-й половины I в. до н. э.
Париж, Лувр.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА