Словарь античности

МЕНАДЫ (греч. безум­ст­ву­ю­щие), спут­ни­цы гре­че­ско­го бога Дио­ни­са, почи­тав­ше­го­ся так­же под име­нем Вак­ха (лат. Bac­chus). Поэто­му их назы­ва­ли вак­хан­ка­ми. Во вре­мя куль­то­вых шест­вий Дио­ни­са мена­ды в шку­рах пят­ни­сто­го оле­ня, раз­ма­хи­вая факе­ла­ми и тир­са­ми, изо­бра­жа­ли сви­ту бога и в безум­ном тан­це устрем­ля­лись через леса и горы. В экс­та­зе они тер­за­ли дете­ны­шей зве­рей и пили их кровь. Начи­ная с антич­ной эпо­хи сюжет менад часто раз­ра­ба­ты­вал­ся в изо­бра­зи­тель­ном искус­стве (ста­туя Ско­па­са). Чаще все­го их изо­бра­жа­ли вме­сте с Дио­ни­сом.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Смерть Пентея, растерзанного вакханками.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с дионисийскими сценами (сторона 1).
Мрамор. Ок. 210 г. н. э.
Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Люнетта с голубями и окном, располагавшаяся над входом в комнату.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пляшущая менада.
Мрамор.
Берлин, Государственные музеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Силен и менада (фрагмент сцены пира Диониса).
Торцовая стенка саркофага.
Белый мрамор. Середина II в. н. э.
Ареццо, Городской археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг с мифом о Дионисе и Ариадне (фронтальная панель).
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Заготовка для портрета покойного в окружении спутников Диониса (деталь крышки саркофага с мифом о Дионисе и Ариадне).
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Аттический краснофигурный кратер со сценой ссоры между менадой и сатиром.
490—480 г. до н. э.
Феррара, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Облицовочная плитка кампанского типа с изображением Силена, Эрота и Менады.
Терракота.
Эпоха Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА