Ф. Коарелли. Рим. Археологический путеводитель

ХРАМ АНТОНИНА И ФАУСТИНЫ


Огром­ный храм, все еще воз­вы­шаю­щий­ся на север от Регии, и в кото­ром раз­ме­сти­лась цер­ковь Св. Лорен­цо Миран­ды (Миран­дий­ско­го), лег­ко узна­ва­ем по вну­ши­тель­ной над­пи­си на архит­ра­ве: Di­vo An­to­ni­no et / Di­vae Faus­ti­nae ex S(ena­tus) c(on­sul­to) (Боже­ст­вен­но­му Анто­ни­ну и / Боже­ст­вен­ной Фау­стине по реше­нию Сена­та). Речь идет о хра­ме, воз­двиг­ну­том Анто­ни­ном Пием в честь жены Фау­сти­ны в 141 г. н. э., в год ее смер­ти и обо­жест­вле­ния. После смер­ти импе­ра­то­ра в 161 г. н. э., храм был посвя­щен так­же само­му Анто­ни­ну (была при­пи­са­на пер­вая стро­ка).

Храм сто­ит на боль­шом поди­у­ме, к кото­ро­му ведет лест­ни­ца (пере­стро­ен­ная в наше вре­мя из кир­пи­ча). В цен­тре нахо­дят­ся кир­пич­ные остат­ки древ­не­го алта­ря. Шесть боль­ших колонн из мра­мо­ра с про­жил­ка­ми (антич­ный кари­стий­ский мра­мор, достав­ляв­ший­ся из Эвбеи), высотой в 17 мет­ров, с коринф­ски­ми капи­те­ля­ми из бело­го мра­мо­ра, фор­ми­ру­ют фасад, за ними сле­ду­ют дру­гие колон­ны, по две с каж­дой сто­ро­ны. Цел­ла постро­е­на из бло­ков вул­ка­ни­че­ско­го туфа; по обе­им длин­ным сто­ро­нам — мра­мор­ный фриз, на кото­ром изо­бра­же­ны гри­фо­ны, чередую­щи­е­ся с рас­ти­тель­ны­ми моти­ва­ми, в клас­си­че­ском сти­ле, харак­тер­ном для эпо­хи Анто­ни­нов. В пер­во­здан­ном виде эта цел­ла была обли­цо­ва­на мра­мо­ром. Ста­туи, раз­ме­щен­ные на поди­у­ме за колон­на­ми, воз­мож­но, были частью хра­ма. Колон­ны избо­рож­де­ны косы­ми желоб­ка­ми: они были пред­на­зна­че­ны для вере­вок, при помо­щи кото­рых, веро­ят­но, пыта­лись обру­шить храм для того, чтобы исполь­зо­вать его части как стро­и­тель­ный мате­ри­ал; но моно­лит­ные колон­ны, долж­но быть, про­де­мон­стри­ро­ва­ли неожи­дан­ную устой­чи­вость. На одной из них (цен­траль­ной сле­ва) наца­ра­па­ны изо­бра­же­ния (Гер­ку­ле­са и Немей­ско­го льва, и т. п.) кото­рые, воз­мож­но, повто­ря­ют види­мые когда-то отсюда ста­туи.

См. также:
ХРАМ АНТОНИНА И ФАУСТИНЫ (Пескарин. Рим. Атлас чудес света)
© 2004 — Filippo Coarelli. Roma. Guide Archeologiche. Mondadori Electa S.p.A. 2004, с. 100.
© 2006 — Пере­вод с итал. Ека­те­ри­ны Соболе­вой.
См. по теме: ТЕАТР МАРЦЕЛЛА • ЭРЕХТЕЙОН, ЕРЕХФЕЙОН • Храм Юпитера Долихена • ВЕРХНИЙ ЭТАЖ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Храм Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
План части Римского форума.
Храм Божественного Юлия, арка Августа, храм Весты, Регия и окрестности.
План-реконструкция согласно Р. Гамберини Мондженету.
Рим, Римский Форум.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Коровьего Поля.
Гравюра Джованни Баттиста Пиранези (1720—1778).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Коринфская капитель колонны храма Антонина и Фаустины. Реконструкция.
Художник: Ж.-Ф. Менаже (1783—1864).
Акварель. 1809 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум.
Вид из Табулярия.
(Храм Антонина и Фаустины, храм Божественного Ромула, базилика Максенция, храм Божественного Юлия, Колизей, базилика Юлия, храм Весты, атрий Весты, храм Кастора и Поллукса)
Рим, Римский Форум.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Римский форум в IV веке.
Теодор Йозеф Хуберт Хоффбауер (1839—1922).
Акварель (до 1906 г.).
Рим, Римский Форум.
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Римский Форум. Панорама.
(Курия Юлия, базилика Эмилия, храм Весты, храм Божественного Юлия, храм Антонина и Фаустины, храм Ромула, базилика Максенция, арка Тита.)
Рим, Римский Форум.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Антонина и Фаустины.
141 г. н. э.
Рим, Римский Форум.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА