ХРАМ КАСТОРА И ПОЛЛУКСА (ДИОСКУРОВ)
На восток от Vicus Tuscus на высоком подиуме стоят три коринфские колонны — всё, что осталось от Храма Диоскуров (или Храма Кастора, как нередко говорили римляне, отдавая предпочтение имени одного из близнецов).
Греческий культ богов был введен в Риме очень давно, в начале V в. до н. э.
Согласно легенде, во время битвы у Регилльского озера (499 г. до н. э.) римлян с латинами, союзниками Тарквиния Гордого, которые пытались снова завоевать Рим, явились два таинственных всадника и помогли римлянам победить. Позже эти же всадники были замечены возле источника нимфы Ютурны, поящими своих лошадей. Они объявили городу о победе и сразу же после этого исчезли. В двух всадниках народ узнал Диоскуров. Диктатор Авл Постумий Альб пообещал соорудить храм в их честь, строительство которого закончил его сын в 484 г. до н. э.
Распространение культа двух божеств в Лации подтверждено находкой в Лавинии (возле городка Пратика-ди-Маре) античной пластинки (конец VI в. до н. э.) с надписью, посвященной Кастору и Поллуксу. Надпись сделана на языке, очень близком к греческому, что подтверждает происхождение культа из одного из городов Великой Греции (лат. Magna Graecia), возможно, Тарента.
Распространение этого культа в Риме произошло благодаря патрициям, что объясняет легкость, с которой чужеземный культ был введен как в самом городе, так и за городскими стенами. Покровители всадников в Великой Греции, Диоскуры и в Риме стали защитниками высших слоев населения.
Храм был отреставрирован Луцием Цецилием Метеллом Далматским в 117 г. до н. э. и позже Верресом, пропретором Сицилии, ставшим знаменитым благодаря обвинительным речам Цицерона. Последняя реставрация храма была начата Тиберием в 12 г. до н. э., после пожара, и закончена в 6 г. н. э. К этому периоду относятся руины, которые можно видеть сегодня.
Подиум, от которого осталась лишь часть, изготовленная из цемента (блоки туфа несущей части были сняты ворами, а один из мраморных блоков использовали для пьедестала конной статуи Марка Аврелия на площади Капитолия), относится к 117 г. до н. э. и включает в себя остатки руин от предыдущих эпох.
Раскопки, проведенные в восьмидесятых годах XX века, помогли восстановить форму и размер первоначального подиума (он был немного меньше сохранившегося до наших дней), на котором был воздвигнут тусканский храм канонического типа.
Передняя часть подиума, куда можно было попасть благодаря двум небольшим боковым лестницам, была, скорее всего, украшена рострами (носами кораблей). Вместе с имперской рострой и трибуной на подиуме храма Божественного Юлия она входит в число трех трибун Форума (Rostra Tria).
На этом месте произошли многие важные события в истории республики: с трибуны Цезарь защитил свою аграрную реформу, а храм неоднократно становился местом собраний Сената. Подиум использовали и как трибуну для председательствующих на законодательных собраниях, происходящих на примыкающей площади.
Известно также, что в храме находилась Палата мер и весов, а также лавки банкиров. По всей вероятности, эти лавки располагались в помещениях, расположенных в подиуме между колоннами (частично сохранившимися в восточной части).